Суд как направление действия права

Цели и задачи

Целью настоящей работы является анализ судебной власти в России.

Введение и актуальность


Вся система функционирования судебной власти может быть способна сохранять реальное равновесие только благодаря саморегулируемому приспособлению и влиянию на окружающую среду в качестве единого специализированного функционально целого объекта (собственный гомеостазис функционирования судебной власти).
Схематично новая современная модель судебной системы может быть представлена в виде системы судов, во главе которой стоит Верховный Суд Российской Федерации, обладающий максимально высшей компетенцией в сфере национального правосудия и управления судами, осуществляющий конституционный контроль, обеспечивающий соблюдение прав человека, создающий судебные прецеденты и т.д.
При этом в федеральных судебных округах страны (по аналогии с федеральными округами страны) формируются судебные присутствия Верховного Суда Российской Федерации, которые уже в кассационном порядке в рамках конкретной судебной специализации рассматривают соответствующие категории судебных дел.
Далее, строго по нисходящей вертикали в состав судебной системы включается система апелляционных судов, судебные коллегии которых рассматривают судебные дела общей и арбитражной юрисдикции, а судебная деятельность которых территориально ограничена границами апелляционных (межсубъектных) округов.
В таком случае остальные суды общей и арбитражной юрисдикции, в том числе мировые судьи, в пределах своей компетенции рассматривают и разрешают судебные споры уже в качестве судов первой инстанции. При этом очевидно, что положение существующих конституционных (уставных) судов в некоторых субъектах России также требует пересмотра на соответствие требованиям современной правовой жизни.
При переводе рассматриваемой проблемы в практическую плоскость можно допустить, что такая модель организационной структуры судебной власти реально поможет решить следующие задачи:
- обеспечить стратегическое развитие судебной власти как отдельного объекта государственного управления, в нормативно-правовом и институционально-функциональном измерении имеющего "дерево целей", объединенных единым замыслом;
- создать российское правосудие, которое в системе международного правосудия действительно может оказаться самодостаточным и эффективным национальным способом защиты прав и основных свобод каждого, находящегося под юрисдикцией России;
- полномасштабным образом реализовать институциональные и функциональные возможности самостоятельности судебной власти и независимости судей в организации жизни общества;
- не допустить какое-либо противостояние судов (судей) на любом уровне организации их работы, в том числе с точки зрения объемов их компетенций и судебной деятельности в рамках того или иного вида специальной юрисдикции;
- обеспечить дальнейшее развитие судебной системы как саморегулирующей организации, совершенствование которой подчинено главной цели - гармонизации отношений между судебной властью и обществом, личностью и государством, что возможно на основе реального стремления к справедливому в национальном понимании правосудию и к максимальной легитимации судебно-властных компетенций.
К сожалению, опыт судебного строительства свидетельствует, что в нынешнем состоянии судебная система, даже с учетом объединения высших судов, в полной мере не может решить заявленных задач и достигнуть указанной цели.

Заключение и вывод

В заключении подведем следующие итоги. Судебная власть – это вид государственной власти, одна из трех ее ветвей, установленная в законодательном порядке Конституцией РФ. Воля судебной власти выражается в ее решениях от имени государства, обязательных для исполнения на территории всего государства.
Судебная власть принадлежит специально создаваемым в предусмотренном законом порядке государственным органам - судам в лице судей и привлекаемым в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжным и арбитражным заседателям. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя обязанности по осуществлению правосудия. Полномочием осуществлять судебную власть наделены только суды, входящие в судебную систему Российской Федерации, утвержденную Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" (ст. ст. 1 и 4) (далее - Закон о судебной системе РФ).
Современные преобразования судебной власти в России при имеющихся недостатках во многом обусловили унификацию судебной системы, укрепив положение и расширив полномочия Верховного Суда РФ, чем подкрепили обособленное положение судебной власти в системе разделения властей, способствуя реализации конституционных принципов правосудия, в том числе обеспечению единства судебной системы в переосмысленной значимости. Однако представляется, что конституционные преобразования судебной власти в России должны проводиться более осторожно и последовательно при условии сохранения конституционной стабильности и профессионального кадрового потенциала судейского корпуса исходя из установленных Конституцией РФ ценностей и приоритетов, что должно минимизировать или исключать негативные аспекты подобных конституционных преобразований.
Объединенный Верховный Суд Российской Федерации стал высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным делам и делам по экономическим спорам. В объединенном Верховном Суде Российской Федерации также рассматриваются вопросы, которые входят в юрисдикцию Высшего Арбитражного Суда.
Применение системного подхода к вопросу объединения высших судов позволяет говорить о том, что это управленческое решение по своим возможным последствиям выходит на высший уровень управления, на уровень стратегии развития судебной власти.
Моделируя возможные последствия объединения высших судов, предположим, что намеченный результат может оказаться важнейшей предпосылкой:
- формирования предмета стремления судебной власти (ее предназначения, целей и задач), понятного и близкого российскому обществу;
- создания национальной идеологии судебной власти;
- организации новых, более эффективных институтов и механизмов ее реализации посредством целостной конструкции всех видов судопроизводства.
В условиях существования противоречивости процессов, протекающих на данном этапе строительства государственности, непростого поиска стратегии судебной власти принятие управленческого решения по объединению высших судов в России фактически означает запуск объединительного реформирования всей судебной власти.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ