Суд и судебный процесс | Пример курсовой работы

Суд и судебный процесс

Цель исследования – изучить деятельность судов и судебный процесс в период Киевской Руси по законодательному своду «Русская Правда».

Учитывая то, что в некоторых из списков Русской Правды последняя имела и такие названия, как “Суд Ярославль Владимировича” (Синодальный список), или “Суд Ярослава Князя и устав о всяких налоги” (Пушкинский список), “Суд Ярославль Владимировича указ” ( список князя Оболенского) и т.д. – первые исследователи Русской Правды, россияне историки Татищев, Шлецер, Карамзин и др.-пришли к выводу, что “Правда” представляла собой сборник официального происхождения, а именно – сборник законов князя Ярослава Мудрого. К этой мысли названных ученых располагало и то, что летописец, рассказывая о помощи в 1016 году, что предоставили новгородцы князю Ярославу во время его борьбы с князем Святополком, добавил, что Ярослав дал им в благодарность за эту помощь Русскую Правду ( “Дал им Правду и устав списал, говорил так: по этой грамоте ходите, как писал вам, так и держите »).
Но дальнейшими научными исследованиями Русской Правды этот взгляд об официальном ее происхождения был вполне отброшен: содержание “Правды” не складывается исключительно из юридических норм; в “Правде” помещается и материал, надо отнести к судебным решениям, есть и артикулы, которые вообще не имеют отношения к праву; о князе говорится как о третьем лице и т.д. На том же основании отвергнуты мысли и тех ученых, думали (Беляев, Погодин и др.), Что Русская Правда представляет собой сборник законов Ярослава и его сыновей (Ярославович) с приложениями Владимира Мономаха.
В наше время в науке, можно сказать, твердо установился взгляд, по которому Русская Правда представляет собой не официальная сборник – то есть не сборник князя Ярослава Мудрого, Ярославович и Владимира Мономаха, а сборник действующих в то время правовых норм, составленный частными лицами.
Но в то же время на основании глубокого всестороннего исследования учеными этого памятника праву, в науке также твердо установился взгляд, по которому Русскую Правду нельзя считать за один сборник, а за целый ряд и одиночные сборники, причем эти сборники относятся по своему происхождению к разным периодов; всего старые относятся к XI в. (Уже первый его половины, а другие – XII и XIII вв.).
Первую, начальную редакцию Русской Правды – короткий ее список (первые 17 статей) ученые относят ко Ярослава Мудрого, а та его часть, где упоминаются также имена сыновей Ярослава. Из-за этого, собственно, древнейшая редакция Русской Правды (первой половины XI в.) Известна под названием “Правды Ярослава”, а “Правда”, в которой упоминаются имена его сыновей – “Правды Ярославичей” (второй половины XI в.).
1) Из списков Русской Правды больше известны, кроме списка Академического, что закрепил в себе образцовую (короткую) редакцию Русской Правды ( «Правду Русскую»), и список Карамзинского (примерная редакция длинной “Правды”), также: список Синодальный (XIII в .). Этот список добытый с “Кормчей” Московской Синодальной библиотеки; название “Правды” в этом списке следующее: “Суд Ярославль Владимировича»; список Троицкий (XIV в.). Он принадлежал библиотеке Троицко-Сергеевской лавры (под Москвой)
2) список “Пушкинский” (XIV в.) принадлежал гр. Мусин-Пушкин; заголовок “Правды”: “Суд Ярослава князя и устав о всяких налоги”;
3) список Археографической комиссии- (половины XV в.)
4) список князя Оболенского – поздний, около половины XVII в .; Русская Правда в этом списке имеет такое название: “Суд Ярослава Владимировича указ”.
Кроме вышеуказанных списков Русской Правды, известно также и многие другие, например, Чудовский, Крестинский. Все эти списки «Правды» находились в разных сборниках; летописях, «Кормчих», в рукописях, содержащих в себе имена “русских” князей, митрополитов, родословных князей и т.д.
В копиях списки Русской Правды ни были разделены на пронумерованные статьи (только некоторые из них имеют названия охранных частей документа). Более поздно в научной и учебной литературе такой раздел был осуществлен.
Следует отметить, что Русская Правда раскрывает не только процесс становления права. Она является первым известным кодифицированным сборником юридических норм украинского народа.
По мнению многих ученых детальное ознакомление с текстом Русской Правды указывает на то, что главным ее содержанием являются народные обычаи. Обычаи эти вошли в Русскую Правду непосредственно или в форме так называемых “уставов” и “уроков” русских князей, в своей законодательной деятельности базировались, собственно, на тогдашних народных обычаях; некоторые же обычаи вошли в Русскую Правду вместе с судебными решениями, которые были занесены туда ее составителями. Но, кроме российских правовых норм, на Русской Правде частично отразился и влияние византийского, хотя нормы византийского, по сравнению с главным национальным элементом Русской Правды, имеют характер лишь одиночных рецепций.
Главное содержание Русской Правды состоит из норм уголовного и гражданского права.
С нормами уголовного права относятся артикулы о таких преступлениях, как убийство, татьба (кража), поджог, нанесение ран и т.п. С нормами права гражданского относятся постановления о наследстве, опеку, о процентах и т.п. Немало в Русской Правде есть норм процессуального характера. Какой-то определенной системы изложения всех указанных выше норм права в Русской Правде незаметно, но, как это отмечает справедливо профессор Сергеевич, учитывая, то, что убийство сильнее других преступлений поражал тогдашней человека, убийство в составе артикулов «Правды» стояло на первом месте , из него, собственно, и начинается Русская Правда.
В связи с указанным, необходимо рассмотреть отдельные положения уголовного права, существовавшие на момент написания Русской Правды.
Практически все статьи Русской Правды – об ответственности за убийство, нанесение обиды, о праве на наследство и другие закрепляли привилегированное положение феодалов и их окружения, усиленно защищали жизни представителей господствующего класса.
Право Древней Руси предполагало равная обязанность сторон доказывать свою правоту. Ярко выраженная диспозитивность процесса, когда стороны могли свободно распоряжаться своими мате-риальный и процессуальными правами, обеспечивала условия для справедливого их соревнования, то есть принцип равенства сторон. Соответственно, нет достаточных оснований соглашаться с мнением некоторых современных исследователей, которые, ссылаясь на “презумпцию невиновности”, говорят о “относительность равноправия сторон» [11, с. 288, 289].
Публичность правосудия проявляется не только в открытости процесса, но и в том, как толковалось и решался в нем задачи уголовного преследования и обвинения преступника. Если частное лицо обращается по поводу своего нарушенного права в суд, то теперь защиту ее интересов переходит из разряда частного дела (месть, самосуд) в категорию общественной.
Сейчас «Русскую правду» считают важным и ценным памятником истории права княжеского периода.
«Русскую правду» был открыт известным русским историком Татищевым в XVIII в. (1738). Татищев, собственно, нашел так называемый «Новгородская летопись», в рукописи которого была приписана «Русская правда». После Татищева найдено много списков «Русской правды». Сейчас их количество называется учеными более сотни.
«Русская правда» как памятник праву сразу привлекла к себе внимание ученых. Она представляла собой выдающееся явление в истории славянского права. Впервые издается «Русская правда» в 1767 г .; и с тех пор целый ряд российских историков права посвящают исследованию «Русской правды» свои работы.
Было найдено много списков «Русской правды», причем ученые все эти списки разделяют на две главных категории: списки короткие и списки длинные. Краткая редакция «Русской правды» имеет 43 артикулы, длинная – более 100.
Образцом коротких списков считается список Академический, а за образец длинных – так называемый карамзинской. Известный знаток «Русской правды», автор одного из лучших изданий этого памятника профессор Сергеевич, разделяет все списки не на две, а на три редакции: короткий, длинный и средний, причем – исследователь считает старейшей редакцией – «Правду» короткую. В этом списке памятник правовой культуры имеет такое название: «Правда Русская».
Цель исследования – изучить деятельность судов и судебный процесс в период Киевской Руси по законодательному своду «Русская Правда».

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.