Субъективная революция в ценообразовании: теория предельной полезности (по работе Е. Бем-Баверка)

Цели и задачи

Целью работы является исследование системы ценообразования и рассмотрение значения научной методологии ценообразования в современных условиях.

Введение и актуальность


Бём-Баверк Евгений родился 12 февраля 1851 года в Брно. Умер 27 августа 1914 года в Вене. Бём-Баверк являлся ярким представителем экономической австрийской школы. Экономист, профессор, работавший в Инсбруке и Вене. Бём-Баверк длительное время занимал пост министра финансов Австрии, был президентом Австрийской Академии Наук. В 1886 году (русский перевод 1903) выпустил свой труд «Основы теории ценности хозяйственных благ», в 1889 году (русский перевод 1909) «Капитал и прибыль», а в 1896 году (русский перевод 1897) «Теория Карла Маркса и ее критика», в которой справедливо подверг критики субъективную и надуманную теорию прибавочной стоимости. Конечно, доводы Бём-Баверка также были не совсем верными, но полностью вымышленная суть самой прибавочной стоимости им была подмечена, верно.
Бём-Баверк справедливо говорил о вечности прибыли как таковой. Прибыль, которая появилась вместе с обменом в конце первобытных отношений, живет как экономическая категория и ныне, не взирая ни на какие общественно-экономические отношения в тот или иной момент существования человечества. Прибыль присутствует везде, где есть место коммерческому обмену, без которого экономика способна существовать только в виде замкнутых натуральных хозяйств. В своих работах Бём-Баверк, говоря о психологических мотивах действий граждан на рынке при оценке тех или иных благ, во многом был прав, только здесь он не додумал то, что вся эта психология, возможно и подсознательно, строиться на вполне сопоставимых реальных оценках своего труда, умения, возможности приобрести (создать) тот или иной продукт иным способом, кроме покупки. [2, с. 52]
Он утверждал, что цены товаров определяются не их стоимостью, а потребительной ценностью, или полезностью. Ценность, или полезность, данного блага убывает по мере уменьшения потребности в нем. Степень же насыщения потребностей зависит от количества благ, имеющихся в распоряжении субъекта. Отсюда субъективная полезность последней единицы данного блага и составляет его предельную полезность. На этом основании Бем-Баверк выдвинул теорию, согласно которой капиталистическая прибыль возникает в виде разницы между оценкой настоящих и будущих благ, причем будущие блага имеют относительно меньшую ценность, чем настоящие блага. Поскольку же при покупке рабочей силы происходит обмен настоящих благ на будущие и эти будущие блага лишь со временем превращаются в настоящие, то источником прибыли капиталистов служит по Бем-Бавеку, не эксплуатация наемного труда, а «выжидание» времени, в течение которого будущие блага «созревают» в настоящие и повышают свою ценность до уровня ценности настоящих благ.
Справедливым вознаграждением капиталистов за «воздержание» в удовлетворении личных потребностей Бем-Баверк считал и процент, получаемый ими на капитал. Теория предельной полезности Бем-Баверка и сегодня используется некоторыми современными экономистами как основной теории появления меновой стоимости и прибыли. Конечно же, теория предельной полезности также ошибочна как теория прибавочной стоимости Маркса, но она намного ближе к истине, нежели последняя, полностью придуманная ее автором в результате многотомных «изысканий».
Заслугой Бём-Баверка определенно можно считать тот факт, что он справедливо считал возможность появления прибыли только в результате обмена. Разновидностью обмена является также и наем, который также как и любой иной может совершаться с большей или меньшей выгодностью для одной из сторон. Конечно, если бы Бём-Баверк взял бы на вооружение кроме психологии еще и счеты, и просто обсчитал бы на них элементарный пример обмена, то мог бы получить куда более обоснованные доводы для своих экономических изысканий [9, с. 98].

Заключение и вывод

Из всего вышеизложенного сделаем следующие выводы. Ценообразование – это одна из важных составляющих деятельности, хоть какого предприятия.
От того, как хорошо и обдуманно выстроено ценообразование, а, как следует, как осмыслена политика цен компании, зависят ее коммерческие результаты. 
Сущность ценообразования заключается в том, чтоб найти, какие цены нужно установить на продукты (услуги), чтоб овладеть частью рынка, обеспечить конкурентоспособность данного продукта по ценовым показателям и найти объем прибыли.
Для работающих на рынке производителей (независимо от форм организации принадлежности) вопрос о стоимости продукта (услуги) имеет большущее значение. Стоимость находится в тесноватой связи со многими определяющими маркетинга. От нее зависит рентабельность компании, финансовая стабильность и жизнеспособность.
Проводя определенную политику цен, компания интенсивно повлияет как на объем продаж, так и на размер получаемой прибыли. Обычно организация не ставит целью получение сиюминутной «наживы», реализуя продукт (услугу) по наибольшей стоимости. 
На размер цены влияют наружные причины (сектор потребителей, рыночная среда, уровень конкуренции, поставщики и посредники, финансовая ситуация в стране (регионе), государственное регулирование цен) и внутренние причины (цели компании, стратегия рекламной политики, политика ценообразования). 
Общими целями хоть какой коммерческой организации, влияющими на ценообразование, являются: получение наибольшей прибыли, «захват» наибольшей части рынка, лидерство по качеству продукции.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ