Стратегический менеджмент и изменения организационной структуры организации

Цели и задачи

Целью данной курсовой работы является исследование методов совершенствования организационной структуры на предприятии.

Введение и актуальность


Попытку дать наиболее обобщенное определение стратегии предпринимает Альтшулер И.Г. [2], в котором он объединяет определения многих других авторов. Однако слишком теоретический характер этого определения стратегии не позволяет использовать его при формулировании базовых моделей стратегического планирования, то есть разработать конкретный практический инструментарий – алгоритм стратегии развития предприятия. Подобным отличаются и определения таких авторов, как Каплан Р. С., Нортон Дейвид П.
Клочкова А.В. рассматривает понятие стратегии с точки зрения конкурентного анализа предприятия.
Стратегия для него, прежде всего, — это способ реакции на внешние возможности и угрозы, внутренние сильные и слабые стороны организации [17].
Определения остальных авторов из приведенной таблицы, на наш взгляд, достаточно схожи и наиболее точно определяют содержание понятия стратегии.
Таким образом, объединив все определения рассматриваемого понятия, можно сказать, что стратегия – это детальный, всесторонний комплексный план по достижению долгосрочных целей и задач организации
Стратегия определяет главные цели деятельности, а под тактикой понимается выбор способа или средств достижения этих целей. Но лучше всего разница между стратегией и тактикой проявляется во временных интервалах, которыми они оперируют.
Весь процесс стратегического управления представляет собой определенные шаги действия:
- анализ окружающей среды организации,
- определение стратегических целей, которые показывают направление развития организации,
- формулировка стратегий,
- после этого принимается решение о выборе стратегии или стратегическое решение, на основании сравнительного анализа возможных вариантов,
- затем происходит реализация стратегий.
Стоит обязательно отметить, что стратегия не есть лишь порядок этапов, следующих друг за другом. Активная жизнь рынка порой может создать условия, полностью ограничивающие возможность продолжения работы по выбранному направлению. Поэтому эффективная стратегия всегда существует в рамках анализа прошлого, мониторинга настоящего и прогнозов будущего. Обратная связь в стратегическом управлении является неотъемлемым инструментом успешного продвижения вперед.
На базе анализа альтернатив разрабатывается предварительный стратегический план, который дает примерное представление о путях развития компании, ее долгосрочных и краткосрочных целях.
При этом компания может разрабатывать несколько видов планов, отличающихся по своему содержанию:
1. Стратегический план – долговременный план на 10-15 лет вперед со сформулированными в нем главными целями предприятия, конкретными задачами, привязанными по времени и ресурсам. Здесь же рассматривается общая стратегия достижения поставленных целей. Главным преимуществом такого планирования выступает его четкость в определении долгосрочных показателей деятельности, задающих грандиозную перспективу компании. При разработке стратегического плана должна сохраняться его целостность на долговременных отрезках при сохранении гибкости, необходимой для реагирования на рыночные скачки.
2. Долговременные планы – составной элемент стратегии, определяющий конкретное поведение компании на отрезке в несколько лет относительно конкретного показателя или группы показателей (критериев).
3. Текущие планы – определяющие операционную деятельность всех подразделений компании на период финансового года. Планы охватывают сбыт, производство, исследования и разработки, снабжение, маркетинг, развитие персонала и финансовые итоги. Текущие планы выступают тактическими шагами в рамках стратегического планирования.
4. Оперативные планы – узкоспециализированные краткосрочные планы действий в рамках конкретного вопроса или показателя. Имеют узкую направленность, высокую степень детализации, характеризуются большим разнообразием используемых методов и приемов.
5. Инвестиционные проекты – долговременные планы капитальных вложений, направляемые на создание новых производственных площадей.
6. Бизнес-план – план введения нового предприятия, подразделения, продукта. Носит масштабный характер и включает как краткосрочное, так и долгосрочное прогнозирование экономической эффективности проекта.
Из представленных видов планирования наибольший интерес представляет именно стратегическое планирование, так как при всей присущей ему масштабности, оно носит достаточно детализированный характер, обладает значительной гибкостью и определяет значимые цели компании.
Стратегическое планирование – одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функционирования организации, мотивации и контроля.
Стратегический план – документ, выражающий миссию предприятия, его долгосрочные цели и задачи, стратегию их достижения с учетом внешней среды и внутренних особенностей предприятия.
В современных условиях рынка предприятие должно само определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены поставщиков, рынка сбыта, а самое главное – определять долгосрочные цели и стратегию их достижения. Эту часть плановой работы и охватывает разработка стратегического плана. Те предприятия, которые не используют стратегическое планирование, обречены на проигрыш своим конкурентам и утомительную борьбу за выживание.
Наличие качественной стратегии приводит к значительному повышению конкурентоспособности бизнеса на рынке.

Заключение и вывод

Стратегия определяет главные цели деятельности предприятия.
Весь процесс стратегического управления представляет собой определенные шаги действия: анализ окружающей среды организации, определение стратегических целей, которые показывают, направление развития организации, формулировка стратегий, после этого принимается решение о выборе стратегии или стратегическое решение, на основании сравнительного анализа возможных вариантов, затем происходит реализация стратегий.
При выборе стратегии организации должна отталкиваться от множества факторов и от целей, которые она ставит перед собой.
Проведение организационных изменений является частью стратегии предприятия. Основными целями организационных изменений в компании является устранение непонимания со стороны персонала, обучение персонала работе в новых условиях, переработка или создание новых должностных инструкций, оценка эффективности изменений, которую можно провести по степени соответствия стратегии и миссии компании.
К сожалению, ценнейший опыт внедрения конкретных изменений в организации, чаще всего не обобщается, глубоко не анализируется, нигде не фиксируется, и спокойно теряется вместе с уходом человека, который всем «этим» руководил.
Менеджеры должны помнить, что управление изменениями – это прежде всего управление отношениями и эмоциональными состояниями людей.
Транспортное предприятие ООО «Вектор-транс» в 2016 - 2018 гг. работало с переменным успехом, характеризовалось средней деловой активностью, неустойчивым финансовым состоянием.
Причем если в 2016 - 2017 гг. отдельные финансовые показатели имели высокие значения, то в 2018 г. наблюдается ухудшение их значений.
Организационная структура ООО «Вектор-транс» является линейной и характеризуется следующими проблемными моментами: имеются нерациональные функциональные связи и избыточное количество уровней управления; дублирование функций и ненужные затраты. В связи с этим система управления предприятия нуждается в корректировке.
В третьей главе данной работы предложены рекомендации по совершенствованию организационной системы управления ООО «Вектор-транс».
Для предприятия ООО «Вектор-транс» рекомендуются следующие стратегические направления развития: оптимизировать бизнес-процессы компании – усовершенствовать структуру управления, оптимизировать затраты.
Оптимизации организационной структуры предприятия ООО «Вектор-транс» будут способствовать следующие мероприятия: переход от линейной к линейно - функциональной организационной структуре, введение в должность менеджера по персоналу, чтобы разгрузить генерального директора; введение в должность делопроизводителя, чтобы разгрузить главного бухгалтера.
Также предлагается сократить должности коммерческого директора и финансового директора, а также объединить проектный и договорной отделы.
Совершенствование организационной структуры позволит повысить эффективность системы управления предприятия с 13,4 баллов до 20 баллов. В конечном счете, это обеспечит эффективность стратегического управления всего предприятия в целом.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ