Страхование и риски в транспортной логистике

Цели и задачи

Целью работы является анализ современных тенденций развития страхования автотранспортных средств в системе транспортной логистики РФ.

Введение и актуальность


Непосредственно с анализом риска связан третий этап – выбор (корректировка) методов управления риском . На данном этапе происходит оценка сравнительной эффективности указанных методов, а также анализируется их воздействие в комплексе. Необходимость этого объясняется тесной взаимосвязью рисков между собой, в результате чего воздействие на один из рисков может явиться фактором увеличения других рисков. В то же время, ряд методов может оказаться универсальным по характеру воздействия на риски, что позволит снизить затраты на управление рисками.
В разных источниках приводятся различные классификации методов воздействия на риск, однако анализ имеющейся литературы по этой теме позволяет сделать вывод о существовании четырех основных групп методов управления риском:
•  избежание риска,
•  снижение риска,
•  принятие риска на себя,
•  передача части или всего риска третьим лицам.
Следует отметить, что значительную часть информации о том, какой метод использовать, риск-менеджер получает еще на этапе анализа риска.
Избежание риска происходит в том случае, если осуществление деятельности ведет к нарушению принципов исследования рисков.
Примером несоответствия деятельности, подверженной рискам, практическим принципам исследования рисков является ситуация, когда снижение рисков не ведет к уменьшению вероятности их возникновения и возможного ущерба, в связи с чем наилучшим способом работы является его избежание – например, отказ от проекта, реализация которого ведет к рискам, катастрофическим для предприятия.
Вторым характерной причиной избежания риска (из-за несоответствия принципам исследования рисков) является непредсказуемость рисков. Так, если на этапе анализа риска невозможно спрогнозировать последствия делового решения, могущего привести к потерям (нет статистических данных, эвристические методы дают слишком разноречивые оценки), риск потерь по данному решению неизвестен.
Сутью методов снижения риска является уменьшение вероятности наступления риска и уменьшение объемов возможных потерь. В данном случае риск-менеджер на основании данных, полученных на стадии анализа риска разрабатывает мероприятия, позволяющие компании понизить воздействие риска. Этот метод, во-первых, приемлем для рисков, имеющих высокую вероятность и небольшой объем потерь. В этом случае ставится цель понизить вероятность возникновения ущерба. Во-вторых, снижение риска производится в случаях низкой вероятности и значительного ущерба.
Наиболее показательным для данной группы методов является использование результатов метода "построения деревьев". Например, разработка дерева отказов позволяет определить все возможные причины отказа системы (технико-производственный риск) и, тем самым, дает возможность понизить вероятность возникновения ущерба. Не менее эффективным является использование результатов метода чувствительности, позволяющего определить влияние основных рискообразующих факторов на величину и вероятность ущерба.
Третья группа - принятие риска на себя , - означает оставление всего (или части) риска за компанией и покрытие возможных потерь собственными средствами. Наиболее часто данные методы применяются, если риски маловероятны и возможный ущерб невелик. Одной из проблем в данном случае является определение размера резервного фонда, предназначенного для покрытия риска. По некоторым рискам размеры фонда определяются на этапе анализа риска – примером может являться VaR для рыночных рисков (поскольку VaR определяет максимальный размер потерь компании за определенный период).
Методы передачи риска третьим лицам применяются в том случае, если риски весьма вероятны и размер ущерба невелик. Либо если вероятность наступления ущерба низка, однако его размер значителен. В этом случае производится сравнение затрат на передачу риска с ожидаемым результатом. Наиболее часто используемым методом этой группы является страхование – передача риска в страховую компанию, хеджирование риска на рынке ценных бумаг и пр.
Таким образом, данный этап является логическим продолжением анализа рисков и позволяет применить его результаты.
Четвертым этапом управления рисками является контроль и переосмысление рисков . Эта стадия подразумевает активнейшую роль экономического субъекта в преодолении ситуаций риска, в выборе альтернативных решений и принятии окончательного решения. На этом этапе исследование риска позволяет получить новую информацию о сущности риска, о правильности предыдущих выводов о его природе. Тем самым, подтверждается принцип единства теории и практики – чем активнее применяются теоретические знания о сущности риска на практике (в управлении рисками), тем больше исследователь узнает о сущности риска и тем грамотнее он принимает решения.
Таким образом, весь процесс управления рисками можно отобразить следующим образом (рис.1):

Заключение и вывод


Возможных рисков при транспортировке товара от поставщика к потребителю существует целое множество.
Например, выход из строя или повреждение транспорта, его техническое состояние, погодные условия, дефекты упаковки товара, неправильное размещение груза в транспорте, резкое движение, нарушение температурного режима внутри транспортного средства, аварии, хищение груза, не правильное оформление данных в маршрутном листе.
Из сложившейся на настоящий момент практики исследования рисков достаточно четко видно, что у российских специалистов с одной стороны, и западных исследователей - с другой, сложились вполне четкие предпочтения в отношении методов исследования рисков.
Наличие подобных предпочтений обусловлено в первую очередь, характером экономического развития государства и, как следствие, группами рисков, которые исследуются.
В российском риск-менеджменте, в условиях сложной социально-экономической ситуации, значительное внимание уделяется вопросам производственных рисков и промышленной безопасности. В связи с неразвитостью рыночной экономики не оказывается должного внимания рыночным и кредитным рискам. В то же время, в зарубежной практике управление этими группами рисков является приоритетным, поскольку развитая рыночная экономика (в том числе высокоразвитый рынок ценных бумаг, кредитный рынок) дают возможность компании активно работать на финансовых рынках. Соответственно, ее деятельность подпадает под воздействие новых рисков.
Необходимость анализа и прогнозирования экономической конъюнктуры, в свою очередь, является причиной того, что западная экономическая наука использует мощнейший математический аппарат. Например, анализ и управление рыночными рисками требует разработок математических моделей, успешное функционирование которых в значительной степени зависит от качества обработки имеющейся информации.
Оценка эффективности применения того или иного метода управления риском зависит от критерия, который положен в основу сравнения.
Холдинг «СТС Логистикс» образован в 1999 году и за долгий период своего активного развития превратился в крупнейшую организацию, имеющую разветвленную сеть офисов и складов во многих регионах России.
Организация складского хозяйства «СТС Логистикс» включает следующие операции: приемку, хранение, учет и контроль за отпуском материальных ценностей.
«СТС Логистик» осуществляет страхование от всех возможных рисков по желанию клиента, взяв все формальности и тонкости работы с документами на себя.
Используя опыт зарубежных коллег для ООО «СТС Логистик» можно рекомендовать трансформировать предложения, с которыми компания выходит к клиентам, предлагая им не только страхование грузов, в том числе покрытие дополнительных рисков, нетипичных для российского рынка (такие, как весовая недостача или нарушение температурного режима), но и риск-менеджмент. Принципиальный подход состоит в том, что пытаться максимально проговаривать процедуру урегулирования еще на стадии заключения договора, исходя из характера груза и способов перевозки, для того чтобы минимизировать возможное недопонимание и исключить проблемы при осуществлении выплаты страхового возмещения.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ