Страхование и его роль в развитии экономики.

Финансы страховых организаций — это экономические, денежные отношения, складывающиеся по поводу формирования, распределения и использования страховых резервных фондов: резервов по страхованию жизни, резервов по страхованию иному, чем страхование жизни: резервов страхования рисков катастроф, колебаний убыточности организаций и тому подобных резервов.
Особенности финансов и оборот денежных средств страховых резервных фондов страховых организаций предопределяются спецификой страхования как экономической категорией и действующей системой его финансово-правового регулирования.
Регулируемый государством порядок формирования, распределения и использования страховых резервных фондов напрямую влияет на финансовые результаты деятельности страховых организаций — основы для определения налоговой базы и суммы налогов, являющихся источником формирования финансовых ресурсов для реализации стоящих перед государством задач с целью удовлетворения общественных потребностей. Формирование финансовых ресурсов государства за счет налогов становится возможным только вследствие того, что осуществление налогообложения опирается на возможное принуждение, обеспечиваемое всей властной мощью государственного аппарата.
Финансово-правовое регулирование налоговых отношений с участием страховых структур, понимаемое как установление и реализация определенного общественного порядка, есть форма регулирования общественных отношений, посредством которой поведение управомоченных государством налоговых органов, юридических и физических лиц приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах налогового нрава как подотрасли финансового права.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности страховых структур, как правило, регламентирует следующее:
1)установление определенных нормативов по объемам инвестиций в зависимости от их видов;
2)властные предписания — запреты на отдельные виды инвестиций;
3)предъявление требований о предоставлении страховыми структурами информации о своих операциях с целью осуществления контроля за соблюдением установленных государством правил инвестирования;
4) непосредственный контроль за соблюдением страховыми структурами установленных правил инвестирования.
Наряду с установлением минимально или максимально возможных квот по объемам инвестиций в зависимости от их вида правила размещения средств активов, покрывающих страховые резервные фонды страховых организаций, подчинены и требованиям инвестирования средств только в национальную экономику и должны производиться в сроки, совпадающие со временем действия обязательств, взятых страховыми структурами. Кроме того, государственное регулирование инвестиционной деятельности страховых структур имеет своей целью гарантировать и их финансовую устойчивость и платежеспособность.
Юридическое неравенство субъектов финансовых правоотношений в сфере страхования, когда одним из субъектов является государство, проявляется на уровне разной их правоспособности, ее содержания и структуры. Реализация разной правоспособности проявляется в том, что государство (управомоченный орган государства) реализуют в финансовом правоотношении свои суверенные права (компетенцию управомоченного органа государства), а страховые структуры реализует правоспособность юридического лица, не определяющую властные полномочия.
Каковы возможные перспективы развития отечественного страхования в связи с вышеуказанными проблемами?
Перспективным решением в этом направлении может стать введение так называемого «зеленого коридора» для всех видов страхования имущества — стандарта для урегулирования убытков, что означает упрощенную процедуру урегулирования убытков в зависимости от обстоятельств- возникновение страхового случая и величина заявленной потери.
Несомненно, развитие страхового образования поможет улучшить качество страховых услуг и страховых отношений. Новые возможности для квалифицированного персонала в страховой отрасли могут определяться такими направлениями, как формирование целевых страховых групп в ведущих учебных заведениях с программами обучения, такими как финансовый менеджмент, бухгалтерский учет и аудит страховых компаний, а также управление маркетингом и продажами страховых услуг и т.д. [3].
Скорейшее решение этих проблем, конечно же, будет способствовать цивилизованному развитию российского страхового рынка. В этом контексте мы должны подчеркнуть особую важность документа Правительства РФ «Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года», которая, скорее всего, будет сопровождаться мерами по решению наиболее насущных проблем страхования в России.
Таким образом, правовое регулирование финансовых отношений в области социального и коммерческого страхования в Российской Федерации исходит как из общих для обоих видов страхования финансово-правовых норм, содержащихся в федеральных законах, так и специальных финансово-правовых норм каждого вида страхования, регулирующих, в частности, источники формирования страховых резервных фондов и их взаимоотношения с другими звеньями финансовой системы, в частности с бюджетной системой; порядок использования средств страховых резервных фондов; компетенцию органов государственной власти в различных сегментах страхования; осуществление государственного надзора в сфере страхования; уплату налогов и осуществление других платежей в бюджет; предоставление налоговых льгот; применение штрафных санкций и иные финансовые отношения в сфере страхования, приводящие к образованию (формированию), распределению и использованию государственных централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов), т.е. такие финансовые отношения, которые относятся к сфере «финансовой деятельности государства, призванной обеспечить бесперебойное осуществление его задач и функций в каждый период его развития» [1. С. 22].

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ