Стимулирование труда государственных и муниципальных служащих

Для того чтобы повысить престиж профессии и эффективность работы госслужащих, правительство решило выделить из федерального бюджета дополнительные расходы на материальную мотивацию. Так, на период 2019-2020 годов предусмотрено резкое увеличение «материальной мотивации» чиновников. В 2019 году на это планируется выделить дополнительно 138,6 млрд. рублей, в 2020 году — 208,9 млрд. рублей. В 2021 году мотивацию планируется довести до 284,4 млрд рублей. 493 млрд рублей в 2020-2021 годах выделяются чиновникам с формулировкой о повышении «гарантированной части денежного содержания», то есть зарплаты. Сюда же войдет «материальное стимулирование» и пенсионное обеспечение. Суммарно к 2021 году на все эти цели будет истрачено более полутриллиона рублей. Новая структура денежного содержания будет единой для федеральных госслужащих и гражданских служащих субъектов России. Однако, главной задачей стимулирования труда государственных и муниципальных служащих является повышение престижа профессии и повышения эффективности труда государственных и муниципальных служащих в соответствии с указом Президента РФ.
Мероприятия по совершенствованию системы материального стимулирования государственных гражданских служащих, а также структуры их денежного содержания», были отражены в Распоряжении Правительства РФ от 24.07.2019 N 1646-р . Была разработана «дорожная карта» механизмы повышения оплаты труда госслужащих на основании эффективности их работы. Этот принцип крайне близок по смыслу к KPI (Key Performance Indicators, ключевые показатели эффективности). Ключевым в этом вопросе было привлечение в штат чиновников молодых специалистов, которые окончили профильные вузы. Главным мотивом предлагаемых изменений является все-таки повышение эффективности работы госслужащих. Этот момент однозначно позитивен, однако пока непонятно, кто, как и на каких принципах будет выставлять служащим оценки за их работу и в какой степени при этом будет учтен ранг служащего. Вместе с тем, стартовая зарплата молодого специалиста, явно не способствует привлечению молодых управленцев, а высокие зарплаты получают только руководители.
Согласно исследованиям РАНХиГС, доля переменной части оплаты в территориальных органах федеральных ведомств составляет 38% ФОТ, а в центральных аппаратах – 48%. При этом до сих пор не издан единый нормативный акт о премировании и ином материальном стимулировании госслужащих. Порядок, объем, периодичность премирования и начисления стимулирующих выплат отнесены к дискреционным полномочиям федеральных государственных органов: каждое ведомство регулирует эти вопросы самостоятельно.
Одной из проблем правового регулирования стимулирования трудовой деятельности государственных и муниципальных служащих, является отсутствие в федеральных законах положений о стимулировании труда работников данной категории. На данный момент, в Федеральном законе «О государственной гражданской службе» существует информация лишь о материальной стороне стимулирования государственных служащих. Что касается Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», в нем совершенно отсутствует информация о поощрениях муниципальных служащих. Только лишь статья 26 данного Федерального закона содержит упоминание о том, что: «Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации». Следовательно, в законе есть отсылка к статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации, где дается краткий перечень поощрений муниципальных служащих.
В большинстве органов власти (за исключением Федерального казначейства, ФНС России и некоторых других) отсутствует жесткая привязка размеров премий к показателям результативности деятельности. Отсутствует и ограничение по размеру премий в законодательстве о государственной службе. Часто препонами в работе государственных и муниципальных служащих является несовершенство законодательной и методической базы. В «Дорожных картах», связанных с основной деятельностью государственных и муниципальных служащих, не всегда четко приписаны положения о стимулировании служащих.
Анализируя ситуацию со стимулированием труда государственных и муниципальных служащих в России, складывается мнение, что система стимулирования труда работников данной категории, несмотря на проводимые государством реформы гражданской службы работает далеко не в полной мере. Вопросы зависимости заработной платы государственных служащих от результативности их деятельности неоднократно рассматривался на высшем уровне власти. Указ Президента РФ № 601 устанавливал в целях совершенствования стимулирования труда госслужащих систему комплексной оценки результатов их труда и с использованием ключевых показателей эффективности, а также учет общественную оценку работы органов власти через социальные сети.
Однако, многие положения, данного указа, в российской практике стимулирования государственных и муниципальных служащих, до сих пор не реализованы. Российская практика должностного роста в очень незначительной степени зависит от результатов работы, поскольку просто отсутствует форма фиксирования подобных результатов. Так, оценка служебной деятельности федерального государственного служащего основывается на соответствии его служебной деятельности положениям должностного регламента.
Таким образом, можно выделить некоторые проблемы стимулирования труда государственных и муниципальных служащих в Российской Федерации:
— отсутствует единый нормативный акт о материальном и нематериальном стимулировании государственных и муниципальных служащих. Порядок, объем, периодичность премирования и начисления стимулирующих выплат отнесены к дискреционным полномочиям федеральных государственных органов: каждое ведомство регулирует эти вопросы самостоятельно, отсутствует и ограничение по размеру премий в законодательстве о государственной службе;
— в большинстве органов власти отсутствует жесткая привязка вознаграждения к показателям результативности труда государственного и муниципального служащего;
— отсутствует четкий механизм оценки труда государственного и муниципального служащего, в основе проблем «несправедливой оценки» и оплаты труда лежит неопределенность с критериями такой оценки;
— существует проблема нормативно-правого регулирования стимулирования труда государственных и муниципальных служащих по результатам труда, применения различных механизмов совершенствования стимулирования труда госслужащих:
— не разработан механизм материального стимулирования молодых специалистов, которые окончили профильные вузы и показывают высокие результаты своей трудовой деятельности в государственном управлении.
— консерватизм и бюрократизм госструктур является одним из административных барьеров по внедрению механизмов совершенствования стимулирования труда государственных и муниципальных служащих с использованием передового отечественного и международно-правового опыта.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ