Статистическое изучение системы образования РФ | Пример курсовой работы

Статистическое изучение системы образования РФ

целью написания работы является рассмотрение статистического изучения системы образования РФ.

Важнейшим статистическим показателем является численность учащихся (студентов) в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования. Она определяется по состоянию на начало учебного года. В статистической отчетности данные о численности учащихся (студентов) приводятся по классам (курсам), полу, возрасту, формам обучения, специальностям и направлениям подготовки и др. В отдельных случаях в их составе выделяются лица, обучающиеся за счет различных источников финансирования – федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных (муниципальных) бюджетов, по договорам с физическими и юридическими лицами с полным возмещением затрат на обучение. Рассматривается движение численности учащихся (студентов), в том числе отсев из образовательных учреждений по разным причинам.
Прием в учебные заведения изучается с помощью показателя численности лиц, принятых на обучение в данном учебном году. Соответствующие количественные характеристики по конкретным уровням образования включают численность приема, его структуру по формам обучения, специальностям и направлениям, а также по базовому образованию лиц, принятых на обучение. В связи с постепенным введением единого государственного экзамена для выпускников общеобразовательных учреждений начат сбор данных о лицах, предъявивших при поступлении в учебное заведение сертификат централизованного тестирования и зачисленных на учебу на основании этого документа. Для оценки спроса на услуги образовательных учреждений и степени его удовлетворения используются также показатели, отражающие конкурс в государственные высшие и средние профессиональные образовательные учреждения, а именно соотношение численности подавших заявления и зачисленных на обучение.[5, c.98]
Основным результатом деятельности учебных заведений является выпуск. В статистике его величина определяется как численность лиц, полностью завершивших курс обучения в учебном заведении и получивших соответствующую специальность. Эти показатели рассчитываются на конец учебного года и дифференцированы по полу, формам обучения, специальностям и направлениям подготовки и др. Не менее важно знать, как произошел выход лиц, завершивших обучение, на рынок труда. С этой целью разрабатываются показатели, характеризующие трудоустройство выпускников, – численность лиц, получивших направление на работу или трудоустроившихся самостоятельно после завершения обучения в государственных учреждениях профессионального образования по дневной форме.
Кадры учреждений начального и среднего (полного) образования представлены показателями численности учителей с разбивкой по уровню образования. В их составе выделяются лица, достигшие пенсионного возраста. По учреждениям начального профессионального образования собирается информация о численности и уровне образования инженерно-педагогических работников, в том числе мастеров производственного обучения; по учреждениям среднего профессионального образования – о численности, возрасте и уровне образования основного штатного преподавательского состава, а также преподавателях, работающих на условиях штатного совместительства и почасовой оплаты труда. Достаточно подробно представлен в статистике профессорско-преподавательский состав вузов. В его обшей численности выделяются лица, работающие на условиях совместительства, и зарубежные специалисты; разрабатываются сведения о распределении основного штатного персонала по полу и возрасту, занимаемым должностям и уровню образования, о численности преподавателей, имеющих ученые степени доктора и кандидата наук и ученые звания профессора и доцента.
Для характеристики материальной базы образовательных учреждений -комплекса зданий и оборудования, используемых для организации учебно-воспитательного процесса, – разрабатываются показатели наличия н использования площадей, в частности о размерах площадей по функциональному назначению, учебной площади в расчете на одного учащегося, обеспеченности общежитиями и их площадях в расчете на одного проживающего, наличии технических средств обучения (в том числе компьютеров), библиотечного фонда, предприятий общественного питания. В поле зрения статистики находится также техническое состояние зданий общеобразовательных школ и уровень их благоустройства. Для анализа состояния сферы образования на различных уровнях в статистике используется целый ряд расчетных показателей. Это, например, обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях (число мест на 1000 детей) и нагрузка на эти учреждения (число детей на 100 мест); сменность работы школ; площадь классных комнат дневных общеобразовательных школ в расчете на одного учащегося; численность студентов высших и средних профессиональных учебных заведений в расчете на 10 000 человек, выпуск специалистов из них в расчете на 10 000 занятых в экономике и др. Система показателей статистики уровня образования отличается спецификой своей деятельности. Именной в данной сфере важными показателями являются численность детей, число учреждений, квалификация педагогических работников, наполняемость классов и групп и другие показатели, касающиеся именно сферы образования. Система образования РФ отличается от многих других стран качеством получаемого образования, а также введением многочисленных стандартов, которые до недавнего времени не касались дошкольных учреждений, но при этом в 2018 году дошкольные образовательные учреждения также перешли на систему стандартов. Следовательно, можно сказать, что система российского образования постоянно изменяется в целях оптимизации образовательного процесса. Далее рассмотрим статистическое подтверждение теоретических выводов.
В работе проведено исследование статистического изучения системы образования РФ.
Система образования в Российской Федерации – это комплекс обучающих программ и госстандартов образования, которые взаимодействуют меж собой.
Уровень образования населения – это один из важнейших факторов, влияющих на уровень жизни в стране.
Система образования РФ отличается от многих других стран качеством получаемого образования, а также введением многочисленных стандартов, которые до недавнего времени не касались дошкольных учреждений, но при этом 2 2018 году дошкольные образовательные учреждения также перешли на систему стандартов. Следовательно, можно сказать, что система российского образования постоянно изменяется в целях оптимизации образовательного процесса.
Для статистического анализа уровня образования используются специфические показатели. Показатели по своему типу могут быть разделены на две группы: относительные показатели интенсивности, относительные показатели структуры. При этом важнейшими показателями являются численность детей, наполняемость классов, число учреждений, численность педагогических работников. Все эти показатели были проанализированы в динамике.
При общей тенденции роста уровня образования в России в 2017 году наблюдается снижение числа образовательных организаций общеобразовательного и высшего уровня, при этом численность детей в общеобразовательных организациях растет, а в организациях высшего образования – снижается. Динамика организаций среднего звена показывает увеличение и числа учреждений и числа детей. При этом стоит отметить, что в 2017 году Правительство РФ обозначило особое внимание уделять организациям высшего образования для увеличения числа детей, чего в данных результатах анализа не подтвердилось. Занятость населения в области образования находится на стабильном уровне, так из общей численности занятого населения в образовании занято 9,2% населения. Из общей численности занятых мужчин в образовании занято 3,3-3,2 % занятых мужчин соответственно, в 2016-2017 годах. Из общей численности занятых женщин в образовании занято 15,3-15,5 % занятых женщин соответственно, в 2016-2017 годах.
Уровень образования населения в РФ за 2016 – 2017 годы находится в стабильном положении и никаких резких изменений за данный период не выявлено, но при этом небольшие изменения в основном в сторону снижения все же выявились. За 2016-2017 годы сократилось число дошкольных, общеобразовательных и высших образовательных учреждений. Численность детей при этом сократилась лишь в дошкольных и высших образовательных организациях, а в организациях среднего звена и общеобразовательных организациях численность детей увеличилась. Это можно объяснить наблюдающейся тенденцией снижения спроса на высшее образование и увеличение спроса на среднеспециальное образование, так как рынок труда насыщен специалистами с высшим образованием и наблюдается нехватка рабочего класса. Также наблюдается демографическая проблема – снижение рождаемости и как следствие снижение численности детей в дошкольных учреждения. Численность педагогических работников изменяется пропорционально изменению числа учреждений. При этом был проанализирован показатель – число педагогических работников на одного воспитанника, результатом анализа данного расчета стало интересное наблюдение – значение данного показателя снижается в обратной зависимости с возрастом детей, так в дошкольных учреждения значение показателя равно 0,103, а в высших образовательных организациях равно – 0,055. Кроме того, анализ наполняемости учреждений показал, что наполняемость высших учебных заведений в разы превышает наполняемость других учреждений. Анализ наполняемости классов в общеобразовательных организациях показал стабильность значения показателя, при этом средняя наполняемость в 1-9 класса равна, а в 10-11 класса чуть меньше, при чиной этому является уход многих детей в образовательные организации среднего звена.
Прогноз развития дошкольного образования и высшего образования находится в тенденции снижения, а общего и среднеспециального образования наоборот в стадии роста. Причины этому уже описаны выше: снижение рождаемости и перенасыщение рынка труда специалистами с высшим образованием.
Для повышения уровня дошкольного образования необходимо развивать в стране демографическую политику по поддержке молодых семей, ведь в большинстве случаев молодые семьи не хотят детей, так как в настоящее время довольно тяжело в финансовом плане вырастить ребенка.
Для решения проблемы развития высшего образования необходимо предоставить на рынке труда спрос на специалистов высшего образовании.
В результате прогнозирования уровня образования населения в России наблюдается изменение приоритетов. Молодые специалисты спешат получить среднее специальное образование и пойти работать, и меньшая половина идет получать высшее образование, при этом не зная сможет ли найти достойное место работы.
целью написания работы является рассмотрение статистического изучения системы образования РФ.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!