становление и развитие социального страхования в России

Цели и задачи

Цель данной курсовой работы состоит в изучении динамики и проблем развития системы социального страхования.

Введение и актуальность


Механизм системы социального страхования берет свое начало в начале XX века. Система социального страхования в России возникла в 1903 году, когда был принят общероссийский закон о выплате вознаграждения рабочим и служащим и их семьям, в случае травмы или гибели от несчастного случая на производстве. Тогда же в России был создан специальный фонд с целью осуществления выплат при массовых несчастных случаях. Причиной образования этого Фонда стало издание закона от 2 июня 1903 года, который утвердил «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно их семейств в предприятиях фабрично–заводской, горной и горнозаводской промышленности».
В советский период деятельность фонда социального страхования была расширена: средства направлялись на лечение, профилактику заболеваний, а также оздоровление трудящихся и их семей [16].
В 1991 г. произошло слияние фонда социального страхования колхозников с системой социального страхования рабочих и служащих. В течение 1991–1992 годов шли работы по структуризации фонда, созданию правления и исполнительного органа.
В 1994 г. на основе ФСС РСФСР был создан ФСС РФ. В 1997 г. стал осуществляться переход управления государственным социальным страхованием с отраслевого на территориальный принцип. В это время в регионах активно стали создаваться территориальные филиалы региональных отделений. В конце 1990-х гг. вместо ранее применяющихся институтов возмещения ущерба, которые не гарантировали выплаты в случае тяжелого бюджетного положения работодателя, была создана система обязательного социального страхования от производственного травматизма и профессиональных заболеваний [16].
Благодаря этому с 2000 г. ФСС РФ осуществляет обязательное социальное страхование от производственного травматизма.
С 2001 г. изменился контроль за финансовой стороной деятельности фонда. До этого тариф составлял 5,4 % от фонда зарплаты предприятия. С 2001 г. был введен ЕСН и размер отчислений в ФСС составил 4 %. С 2005 г. ЕСН был снижен до 3,2%, а с 2006 г. – до 2,9 %. Контроль за доходной частью бюджета был передан налоговым органам, а за расходной – контрольно–ревизионным службам регионального отделения.
С 2005 г. ФСС занимается обеспечением инвалидов средствами реабилитации, протезами и пр., а с 2006 г. – выдачей родовых сертификатов. С 2007 г. фонд финансирует выплату пособий неработающим гражданам по уходу за детьми до полутора лет. С 2012 г. произошли серьезные изменения по оплате больничных листов. До этого больничный оплачивал работодатель в счет уплаты последующих взносов. Теперь работодатель оплачивает первые 3 дня больничных, а остальное оплачивает фонд [16].
В настоящий момент Фонд социального страхования – это государственный внебюджетный фонд – современная структура, созданная с целью социальной защиты граждан. Его деятельность регулируется Бюджетным кодексом РФ [1], №165–ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» [3], Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 (ред. от 10.08.2018) «О Фонде социального страхования России» [6] и другими законодательными актами, регулирующими социальную сферу в РФ.

Заключение и вывод


Итак, подводя итоги курсовой работы, необходимо отметить, что система социального страхования современной России берет свое начало во времена СССР и к настоящему времени трансформировалась в сбалансированную системы аккумулирования и распределения доходов и расходов в сфере социального обеспечения.
Само социальное страхование-это система экономических, правовых и организационных мер, которые создаются государством и направляются на компенсацию или минимизацию последствий при изменении материального и социального положения занятых граждан. Это могут быть случаи, закрепленные в законодательстве, такие как признание их безработными, инвалидность, трудовое увечье, профессиональное заболевание, болезни, травмы, беременность и роды, наступление старости, потеря кормильца и наступление иных рисков, предусмотренных законодательством Российской Федерации, подлежащих обязательному социальному страхованию.
По итогам первой главы курсовой работы, необходимо отметить, что основу деятельности системы социального страхования осуществляет Фонд социального страхования. Основная функция Фонда социального страхования РФ заключается в управлении ресурсами государственного социального страхования. ФСС РФ осуществляет обязательное социальное страхование и страхование от производственных несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
Главные направления работы Фонда социального страхования следующие: предоставление обещанных государственных пособий; содействие в организации и осуществлении государственной программы защиты здоровья трудящихся; организация мероприятий по улучшению общественного страхования. ФСС гарантирует социальную защиту трудящихся, направляет средства на лечение, реабилитацию; оплачивает декретные отпуска и уход ха ребенком, медицинские услуги беременным женщинам и детям.
В последние несколько десятилетий, когда в результате мировых экономических кризисов, экономико-политическое положение стран нестабильно, особую актуальность приобретают вопросы, связанные с государственным обязательным социальным страхованием. Средства Фонда социального страхования выступают гарантией прав граждан на социальную защиту в случаях потери заработка застрахованным лицом, профессиональных заболеваний, несчастных случаев на производстве, наступления беременности и в связи с материнством, поэтому в современных условиях необходимо провести анализ функционирования фонда
Бюджет Фонда социального страхования представляют форму образования и расходования средств для выполнения функций и задач в сфере социальной защиты граждан. Таким образом, состоит из доходов и расходов.
Доходы Фонда социального страхования РФ включают в себя: страховые взносы работодателей; страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством; страховые взносы граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условияхимеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд; доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады; добровольных взносов граждан и юридических лиц; предоставление льгот лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий; прочие поступления.Таким образом, можно заметить, что доходы ФСС РФ состоят из налоговых и неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.
Во второй главе курсовой работы раскрыты особенности и динамика доходов и расходов ФСС.
В бюджет ФСС входят следующих основных видов доходов: взносов, уплачиваемых работодателями; взносов, уплачиваемых сотрудниками; бюджетных субсидий; прочих поступлений.
Расходы бюджета ФСС производятся только на те цели, которые определенны законодательством, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования, в соответствии с бюджетами указанных фондов.
Анализ поступлений и расходования средств ФСС РФ показал, что в 2016-2018 гг. темп роста расходов превышал темп роста доходов. Однако, в 2019-2018 гг. планируется изменение ситуации, когда темп роста доходов будет примерно равен росту расходов. Тем не менее, бюджет будет являться дефицитным.
В настоящее время существуют нерешенные проблемы, которые касаются направления развития общественного страхования: имеется выбор между направлением либерализации, абсолютного преобразования и увеличения значимости воздействия и роли государства.
Работа Фонда общественного страхования на данном этапе развития связана с некоторым количеством вопросов, среди которых выделяется несбалансированность обязательств государства по общественному страхованию и существующих у фонда денежных средств, а кроме этого, незаконченность правового контроля работы системы обязательного страхования по причине отсутствия федерального закона о Фонде. Решение этих вопросов даст возможность Фонду общественного страхования работать результативнее. Перспективными по мнению автора данного исследования, могли бы стать следующие направления совершенствования работы фонда: увеличение финансирования мер, направленных на уменьшение заболеваемости у детей; более интенсивное использование интерактивных форм работы всех субъектов Фонда; создание отдельных групп для работы с предприятиями различных организационно-правовых форм собственности на уровне каждого конкретного отделения.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ