Становление и развитие методики обучения обществознанию в 18-20 веках

Современная система образования включает разнообразные виды образовательных учреждений. Обучение обществознанию в различных видах учебных заведений имеет свою специфику. Как увлечь обществознанием математиков, спортсменов или художников? Чем отличается профильное обучение обществознанию от базового обучения, количеством часов и объемом учебного содержания или способами познания предмета? Овладение умениями проектировочной деятельности — важная составляющая компетентности современного педагога.
В решении своих многообразных задач методика обучения обществознанию взаимодействует с целым рядом областей научного знания. Это педагогика, психология, философия, история, экономика, политология, юриспруденция, социология, культурология и многие другие научные направления. Таким образом, методика обучения обществознанию предстает как интегративная область научного знания, которая использует и преобразует сведения, полученные из других областей знания в целях достижения образовательных результатов в области обществознания.
Для решения профессиональных и познавательных задач учитель прибегает к различным источникам методических знаний. К ним относятся нормативные документы обществоведческого образования — Федеральные государственные образовательные стандарты, фундаментальное ядро содержания образования, учебные программы, учебные планы и образовательные программы школ и т.д. Значительный объем информации приобретается в ходе анализа различных средств обучения — учебников, УМК, рабочих тетрадей, образовательных ресурсов, сборников задач, сборников диагностических материалов и др. В работе учителя особое место занимают методические рекомендации по реализации курсов обществознания. Эти методические рекомендации публикуются как отдельные издания (например, поурочные рекомендации к курсу обществознания), так и в периодической печати. Периодическая печать представляет собой важный источник получения методической информации. Для учителей издается специальный журнал «Преподавание истории и обществознания в школе». Все более широкое распространение получают электронные журналы, сайты преподавателей высшей школы и учителей, образовательные форумы.
Наконец, проблемы обучения обществознания раскрываются на страницах монографий и диссертаций.
Познание педагогической реальности, связанной с процессом обучения обществознанию, осуществляется на основе применения ряда научных методов. Эти методы принято делить на методы эмпирического и теоретического исследования (табл. 1).
Одно из отличий эмпирических методов познания от теоретических состоит в том, что они изучают реальность на разных уровнях. На эмпирическом уровне, в основном, устанавливаются фак ты или явления. На теоретическом уровне происходит постижение смысла, сущности отдельно взятого факта, его причин и связей с другими фактами. Содержание и использование исследовательских методов многократно описывались в учебной литературе. Мы обратим внимание на роль эксперимента в методических исследованиях. Одной из задач методики является повышение эффективности процесса обучения. Это невозможно только при наблюдении за процессом обучения со стороны или изучении различных видов документации. Эксперимент позволяет не только получить сведения о педагогическом процессе, но и преобразовать его, прибегая к личному опыту или массовому эксперимент у. Принято выделять такие виды эксперимента как констатирующий, поисковый и формирующий. В ходе констатирующего эксперимента выясняется состояние вопроса, который подлежит изучению, в практике преподавания обществознания. На основе материалов констатирующего эксперимент а предлагаются возможные методические решения существующих проблем. Поисковый эксперимент помогает обосновать эти решения и проверить их на практике. В ходе формирующего эксперимента проверяется эффективность найденных решений, и вырабатываются рекомендации по преобразованию массовой практики обучения предмета.
Таблица 1

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ