Становление и развитие дисциплины "тайм-менеджмент" | Пример курсовой работы

Становление и развитие дисциплины “тайм-менеджмент”

Цель данной работы – изучить теоретические основы тайм-менеджмента и рассмотреть направления его практического применения.

В американском бизнес-консультировании первым серьезным руководством по теории и практике ТМ считается книга Джеймса МакКея «Управление временем» (McKay J. Т. The Management of Time. N. J., 1959). В данной книге, пожалуй, впервые описывалась целостная система ТМ, основанная на идее «параллельности» управления временем основным функциям менеджера по управлению организацией (планирование, контроль, координация и др.) и предлагался ряд рекомендаций по самоменеджменту. [3,96]
С 1960-х годов идеи ТМ активно продвигает Питер Дракер. В вышедшей в 1967 году книге «Эффективный управляющий» (Drucker P. F. The Effective Executive. N. Y., 1967) Дракер отмечает, что главное качество управляющего (менеджера) — эффективность, а первый способ (из пяти возможных) повышения эффективности — управление временем. Далее он подробно описывает систему ТМ, состоящую, по его мнению, из трех разделов: регистрация времени, управление временем (оперативное распределение времени), укрупнение времени.
В 1968 году в Америке выходит получасовой учебный фильм Дракера «Managing Time», в котором демонстрируются приемы управления временем.
Для «классического ТМ» 1960—1990 годов характерно жесткое разделение персонального ТМ («индивидуального» и «ролевого») и организационного ТМ («социального»). При этом персональным ТМ как «прикладным искусством» в большей степени занимались бизнес-консультанты, а организационный ТМ как-то незаметно слился с экономикой и математикой и в большей степени стал полигоном для построения научных математических моделей, ITсистем (прежде всего, АСУ), инженерно-технического проектирования и т. п. Наметился своего рода раскол (в тейлоризме его еще не было) между «человеческой» и «технической» сторонами ТМ, связанный с серьезной дифференциацией знаний и технологий, имеющих отношение к ТМ.
Первое поколение было сфокусировано на формальном описании деятельности, позволяющем провести инвентаризацию и учет времени. Второе поколение было «помешано» на календарях и органайзерах и сделало следующий шаг: от учета прошедшего времени—к планированию будущего.
Третье поколение (существующее в настоящее время), сохранив достижения первой и второй «волн» ТМ, сместило фокус своего внимания на проблему приоритетов (соотнесения фактических трат времени и планов с ценностями), а также на оперативное краткосрочное планирование и контроль над выполнением поставленных задач (то есть на реальную эффективность).
Следует отметить, что Кови, признавая высокую технологическую эффективность третьего поколения ТМ, справедливо критикует его за «бесчеловечность», так как главная проблема для современного человека заключается не столько в том, чтобы управлять временем, сколько в том — чтобы управлять собой («…the challenge is not to manage time, but to manage ourselves»). Таким образом, по мнению Кови, четвертое поколение ТМ должно развиваться на совершенно ином ценностном базисе, где первостепенное значение имеют не «вещи» и связанное с ними «время», а «отношения» и «результаты». [3,98]
Главной ценностью объективистского, бесчеловечного подхода к ТМ является «производительность» (количество «вещей» за единицу «времени»), в то время как главной ценностью «гуманизированного» ТМ должна стать «эффективность» (значительные по уровню «результаты», достигнутые благодаря «отношениям»). Далее Кови предлагает собственный подход к управлению временем в контексте четвертого поколения ТМ.
В работе были рассмотрены теоретические основы тайм-менеджмента и особенности их применения в практике ресторанного бизнеса.
По результатам первой главы можно резюмировать следующее. Таким образом, тайм-менеджмент, является важной составляющей управления в любой организации, а также способом повышения эффективности и самоорганизации. Развитие тайм-менеджмента проходило в несколько этапов: тейлоризм, классический тайм-менеджмент, современный тайм-менеджмент.
Среди основных инструментов тайм-менеджмента можно назвать: систему Франклина, принцип Эйзенхауэра, принцип Парето, «АВС-анализ». Все они призваны сделать управление временем более эффективным и помочь правильно организовать работу, оптимально распоряжаясь временным ресурсом.
Во второй главе был проведен анализ использования времени в ресторане «Верде» в результате были выявлены две тенденции:
Потери времени в ресторане не связаны с нарушением трудовой дисциплины.
Для более эффективной работы необходимо посмотреть на деятельность ресторана через призму правила Паретто 20/80 и выявить необоснованные потери времени. Ими могут быть ненужные перемещения сотрудников, транспортировка материалов, которая не добавляет ценности продукту, а также ненужная обработка.
Кроме того, в ресторане были выявлены такие узкие места в работе:
Неравномерная нагрузка на персонал в течение рабочего дня.
Взаимодействие сотрудников кухни и зала.
Время приготовления блюд.
Мойка посуды.
И предложены конкретные мероприятия по оптимизации работы:
Привлечение дополнительных единиц работников (поваров, официантов, мойщиков посуды) в часы пик.
Чтобы наладить эффективное взаимодействие между кухней и залом, можно выдать официантам наручные пейджеры и установить на кухне кнопки вызова.
Использовать стандартный инструмент информационной системы – работу по курсам.
Смена мойки на более производительную.
Перепланировка мойки.
Установить на кухне специальную лампочку, которая сигнализирует, если на кухне что-то разлили или разбили и требуется уборка.
Кроме того, была предложена разработка бонусной системы мотивации, которая будет стимулировать работников придерживаться правил тайм-менеджмента.
Таким образом, тайм-менеджмент призван:
повысить производительность труда и принудить сотрудника выполнять дополнительные функции, нужные заведению;
повысить мотивацию персонала за счет создания системы управления карьерой и развитием;
внедрить систему непрерывного повышения квалификации сотрудников без отрыва от производства;
изменить систему мотивации сотрудников, поставить размер материальных поощрений сотрудников в зависимость от квалификаций, компетенций, умений и выполнения четкого плана работ;
повысить дисциплину на предприятии;
снизить текучесть кадров;
увеличить прибыль заведения за счет повышения качества обслуживания.
Цель данной работы – изучить теоретические основы тайм-менеджмента и рассмотреть направления его практического применения.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!