Средства организации педагогического руководства детским художественным коллективом студии ДПТ

Анализируя творческое задание, ученик определяет необходимые для его выполнения технологические операции, подбирает материал и инструменты; определяет последовательность выполнения действий; сравнивает и определяет общее и отличное в способах выполнения аналогичных трудовых заданий; обобщает способы выполнения трудового задания. На основе таких мыслительных действий и развивается интеллектуальная сфера личности. Кроме того, в процессе выполнения трудовых действий ученикам приходится делать определенные расчеты, они получают сведения об объектах и средствах труда (материалы и инструменты), учатся применять знания по другим предметам (т.е. осуществляются межпредметные связи); речь школьников обогащается новыми словами, терминами, что в свою очередь положительно влияет на умственное развитие личности.
Важным фактором развития интеллектуальной сферы личности в художественно-трудовой деятельности является положительное отношение к ней. Его возникновение зависит от мотивов деятельности, ее конечного результата, общественной значимости, эмоционального состояния, вызванного конечным продуктом и самим процессом деятельности, а также от учета индивидуальных потребностей учащихся и значение труда для их удовлетворения [7].
Эмоциональное развитие личности, что осуществляется в процессе художественного творчества, не только повышает аффективное волнение, но и через осознание цели, определение способа и характера трудовых действий, оценку событий и явлений действительности приводит к возникновению побуждений, которые субъективно переживаются, к взаимодействиям с предметным миром в стремление изменить его, самого себя [14].
Художественно-трудовое творчество влияет на социальное и духовное развитие школьника, поскольку именно в этой деятельности они овладевают социальным, нравственным и трудовым опытом. Они непосредственно сталкиваются с реальной действительностью, практическими задачами, конкретными жизненными ситуациями, которые связаны с преодолением трудностей и требуют от них волевых усилий, самостоятельных решений, согласованных действий. Для ученика его практическая деятельность воплощается в продукте, созданном своим трудом и своими руками. Первые сильные впечатления, знания, социальный опыт и привычки нравственного общения он приобретает в практической деятельности.
Художественно-трудовая деятельность характеризируется, прежде всего, тем, что она завершается предметным результатом, материальным продуктом. Важная характеристика такого материального результата — его общественная значимость, польза людям и обществу [4].
Значительное влияние этого вида предметно-преобразовательной деятельности на школьника заключается еще и в том, что она ускоряет социальную зрелость личности. Как убеждает практика, дети, которые рано вовлекаются в трудовую деятельность и художественное творчество, отличаются большой самостоятельностью, ответственностью, рассудительностью. Они уверенно берутся за дело, более настойчиво преодолевают трудности, им понятнее труд взрослых, они глубже осознают значение результатов труда взрослых, их цену. У них рано формируется хозяйственное, бережное отношение к средствам и результатам труда, к общественному добру [25].
Большая роль художественно-трудовой деятельности и в духовном развитии личности, которое рассматривается как процесс и результат формирования высших идеалов, становление и развитие внутренних общечеловеческих ценностей: доброты, милосердия, честности, справедливости, а также развитие таких душевных качеств, как открытость, красота, чистота, вера, надежда, любовь, терпение, радость, простота, сердечность, мудрость и тому подобное.
Художественное творчество влияет на формирование у школьников таких национально-культурных ценностей, как трудолюбие, способность к ответственности за содержание своей жизни, понимание и учет интересов и потребностей других людей, стремление к гармонии между внутренним и внешним миром, благотворительность и тому подобное. Привлечение подростков к благотворительной и милосердной деятельности, к возрождению народных ремесел и промыслов дает возможность для развития национального самосознания, духовных ценностей. Но творчество оказывает на личность развивающее влияние лишь при условии, если оно вызывает у нее положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой.
Включаясь в специально организованную внеурочную деятельность, школьник каждый раз подвергается воспитательным воздействиям, выступает в новой роли, и это требует от него сознательного выполнения новых функций. Многогранность воспитательного воздействия различных форм и средств внеурочной деятельности широко раскрывает мир других людей, на поступках и поведении которых школьники учатся любить и уважать окружающих [22].
В процессе внеурочной деятельности развиваются и формируются гуманистические ценности, такие важные качества личности, как ответственность, которая становится мотивом деятельности, управляющим звеном в случае выбора Школьник учится отвечать не только за свое поведение, но и за свои поступки, позиции, мнения.
Эти и многие другие аргументы позволяют увидеть во внеурочной деятельности благоприятную почву для целостного развития, формирования жизненной активности учащихся разных возрастных групп.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ