Средства коррекции ритмоинтонационной стороны речи у детей в процессе индивидуальной работы | Пример курсовой работы

Средства коррекции ритмоинтонационной стороны речи у детей в процессе индивидуальной работы

Цель работы — выявление эффективных методов и средств по преодолению нарушений ритмоинтонационной стороны речи в ходе индивидуальной работы.

В основе обучающих игр, которые применяются на занятиях и уроках в школьных учреждениях, лежит принцип организации занятий в составе малых групп. Это позволяет включить в активную работу всех детей, организовать соревнование между командами, выработать умение трудиться в коллективе. Игровые ситуации помогают создать положительную установку на обучение и развитие, что является необходимой предпосылкой успешного усвоения материала. [8].
В результате у школьников в достаточной мере будут развиты нравственные нормы поведения, культура общения в коллективе, способность к сотрудничеству. Используя в работе игры, следует учитывать, что в них обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и занимательное. Из широкого спектра методов и приемов работы с детьми в первую очередь используются те игровые занятия, которые позволяют в комплексе решать развивающие, воспитывающие и образовательные задачи [14].
Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности нервной системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение к окружающим. Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности, беседы с родителями позволяют воспитателям спланировать задачи, методы, содержание индивидуальной работы.
Планируя индивидуальную работу, педагоги должны учитывать психические и индивидуальные особенности ребёнка.
Индивидуальная работа с детьми проводится во внеурочное время.
Индивидуальная работа – это деятельность педагога, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении и воспитании. Очень важно в использовать практические рекомендации, советы по реализации личностного, индивидуального и дифференцированного подходов. Эффективность такой работы зависит от педагогического профессионализма и мастерства педагога, его умения изучать личность и помнить при этом о том, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием умственных, физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей. Учитывая их, педагог определяет методы и формы воздействия на личность каждого ребенка.
В индивидуальной работе с детьми педагоги руководствуются следующими принципами:
– уважение самооценки личности ребенка;
– вовлечение ребенка во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств его характера;
– постоянное усложнение и повышение требовательности к учащемуся в ходе избранной деятельности;
– создание психологической почвы и стимулирование самообучения и самовоспитания, что является наиболее эффективным средством реализации программы обучения и воспитания.
Планируя индивидуальную работу, педагог должен учитывать психические и индивидуальные особенности ребёнка.
Индивидуальные занятия с детьми, имеющие пробелы в знаниях, проводятся преимущественно в форме игры. Партнёром по игре бывает и взрослый, и другой ребёнок.
Если проанализировать по условиям, которые предъявляет ФГОС НОО, то индивидуальная работа способствует выполнению следующих условий:
– психолого-педагогические условия – учет индивидуальных особенностей ребенка по разным психологическим характеристикам личности, способу усвоения информации, типу восприятия информации. Взаимодействие с педагогом – психологом.
– материально – технические условия – достаточно оснащения кабинета и помощи родителей, но для подбора содержания по темам не всегда достаточно методической литературы и наглядных пособий.
Индивидуальная работа приносит наиболее положительные результаты тогда, когда проводится не только на специальных занятиях, но и в повседневной деятельности: во время с/р, игр, прогулок, дежурств, трудовой деятельности.
А правильно организованная индивидуальная работа дает возможность детям полностью овладеть программным материалом, оказывает большое положительное влияние на поведение. [6]
Таким образом, в младшем школьном возрасте необходимо организовать оптимальные условия для дальнейшего формирования учебной активности, развития творческой, инициативной личности ребенка. Формирование ритмико-интонационной выразительности речи младшего школьника как показателя общей выразительности речи влечет за собой не только речевое развитие, но и способствует формированию психических процессов, интеллектуальных способностей, эмоций и чувств как на уроках, так и во внеурочное время в ходе игр со сверстниками.
Механизмы голосоречеобразования тесно связаны со способностью человека к восприятиюю и воспроизведению звуков, различных ритмических и интонационных рисунков, а также со способностью воспринимать свои и чужие чувства, контролировать и выражать их. Формирование коммуникативно-речевой компетенции школьника в образовательной среде приобретает всё большую значимость, в связи с тем, что в современном обществе большинство профессий относятся к речевым профессиям.
Статистические данные о состоянии голосоречевого здоровья детей говорят о его ухудшении. Педиатры, психиатры, психологи, логопеды констатируют, что у многих детей, по разным причинам, затруднен процесс овладения родным языком. Речь таких детей монотонна, с нарушенным звукопроизношением, с искажением индивидуального тембра голоса, с нарушением темпоритмических и мелодико-интонационных рисунков языка. Дети младшего школьного возраста стали испытывать трудности в полноценном овладении чтением. Чтение длительное время остаётся послоговым и требует провдения коррекционных мероприятий. [15]
Понимая общественную значимость коммуникативных нарушений ритмоинтонационной стороны речи у детей, коррекционно-педагогическую работу необходимо строить с учетом физиологии голосоречеобразования, акустических параметров голоса, просодических параметров речи и соблюдения дидактических принципов в обучении.
Коррекция голоса и речи должна быть направлена на качественное звучание гласных и соглазных звуков в режиме работы головного и грудного резонаторов, согласных – с четким выделением голосом дифференциальных признаков этих звуков. Коррекция ритмического контура слова, тренировка в наличии пауз и соблюдение законов физиологической обеспеченности речи позволять восстановить деформированную темпоритмоинтонационную организацию фразы и предложения.
Предложенные методы позволяют провести коррекцию дикционных нарушений, нарушений индивидуального тембра голоса и мелодико-интонационных качеств звучания. Правильная темпоритмоинтонационная организация речи, позволяя детям развиваться в условиях нормальной психофизиологии, формирует у младших школьников полноценные навыки чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность.
Интонация тесно связана с ритмом. С ритмом и мелодикой связана организация гармонического центра, который помогает обозначить границы высказывания, границы его композиционных частей.
Учет интонационных стилей языка способствует успешности коммуникации, достижению целей общения. Нарушение интонационной целесообразности вызывает ощущение ошибки, сигнал спонтанности речи или как стилистический прием. Носитель языка интуитивно овладевает интонационными моделями родной речи.
Коррекция ритмического контура слова, формирования способностей использовать паузы и соблюдение законов физиологической обеспеченности речи позволят восстановить деформированную темпоритмоинтонационную организацию речи.
Мы предположили, что результаты нашей работы могут быть выявлены в свободном владении голосом, дыханием, мимикой, жестами, выразительной интонацией. Дошкольники выразительность усваивают через подражание. Через подражание передается и манера говорить, стиль, тон, насыщается словарный запас.
Цель работы — выявление эффективных методов и средств по преодолению нарушений ритмоинтонационной стороны речи в ходе индивидуальной работы.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!