Сравнительный анализ правового регулирования статуса государственных гражданских и муниципальных служащих

Цели и задачи

Цель работы: сформировать целостное представление о правовом регулировании статуса государственных гражданских и муниципальных служащих.

Введение и актуальность


В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 25-ФЗ от 02.03.2007г. «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Правовое регулирование статуса муниципального служащего также устанавливается Федеральным законом № 25-ФЗ от 02.03.2007г. «О муниципальной службе в Российской Федерации». Так в соответствии с Главой 3 указанного закона правовой статус муниципального служащего включает в себя:
права;
обязанности;
ограничения, связанные со службой;
запреты, связанные со службой;
урегулирование конфликтов интересов;
предоставление сведений;
ответственность.
Е.В. Масленникова базовые элементы правового статуса муниципального служащего подразделяет на следующие виды:
предстатусные (граждансво, правоспособность, дееспособность);
статусные (обязанности, права, ограничения, ответственность);
послестатусные (гарантии деятельности муниципального служащего).
Статус муниципального гражданского служащего включает в себя следующие основные аспекты:
правовой;
организационный.
Правовое регулирование статуса муниципального служащего реализуется на следующих уровнях:
федеральный уровень;
региональный уровень;
муниципальный уровень.
В целом можно выделить следующие нормативно-правовые документы в области установления общего правового статуса муниципального служащего:
Конституция РФ;
федеральные законы;
указы президента РФ;
постановления правительства РФ;
законы и нормативно-правовые акта субъектов РФ;
устав муниципального образования;
и иными нормативно-правовыми актами, издаваемыми на муниципальном уровне.
Конституция РФ содержанием ст. 12 определяет, что в России признается и гарантируется местное самоуправление. Также Конституция РФ определяет общие принципы функционирования муниципальной службы и устанавливает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Ведущая роль в правовом регулировании муниципальной службы отведена Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Так в частности Глава 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет основные положения в области организации деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
Каждый субъект Российской Федерации самостоятельно разрабатывает и принимает законы в области организации муниципальной службы. Данные законы, принятые на уровне субъектов РФ закрепляют:
реестры муниципальных должностей;
денежное содержание муниципальных служащих;
квалификационные требования к замещению должностей муниципальных служащих.
Правовое регулирование статуса муниципального служащего на уровне муниципалитета включает в себя:
Устав муниципального образования;
нормативно-правовые документы принятые представительным органом муниципального образования;
постановления и распоряжения главы муниципального образования.
В целом можно говорить о том, что федеральное законодательство очерчивает контур основ муниципальной службы, а разрешение конкретных вопросов правового статуса муниципального служащего предоставлено законодательству субъектов РФ и нормативно-правовым актам муниципальных образований.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной характеристикой правового положения муниципального служащего в органе публичной власти выступает муниципальная должность, поскольку именно она предопределяет права и обязанности муниципального служащего. Правовое регулирование статуса муниципального служащего связано с правовым институтом муниципальной службы.

Заключение и вывод

В процессе проведенного исследования было установлено, что правовое регулирование статуса государственного гражданского и муниципального служащего устанавливается федеральным законом.
Так основы правового статуса государственного гражданского служащего регламентируется положениями Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». А правовое регулирование статуса муниципального служащего реализуется нормами Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Среди общих моментов присущих правовому статусу государственного гражданского и муниципального служащего можно выделить:
1. Единую публично-правовую природу.
2. Структуру правового статуса государственных гражданских и муниципальных служащих образуют однотипные элементы (права, обязанности, ограничения, гарантии, ответственность).
3. Схожесть социально-правовых характеристик государственных гражданских и муниципальных служащих.
5. По своему содержанию требования, установленные к служебному поведению, носят идентичный характер.
6. Единый порядок урегулирования конфликтов интересов как на государственной гражданской, так и на муниципальной службе.
В качестве отличий в правовом статусе государственных гражданских и муниципальных служащих можно отметить:
1. Территориальный масштаб деятельности.
2. Сферу властно-управленческой деятельности.
3. Специфику компетенций и полномочий государственных гражданских и муниципальных служащих.
4. Правовой статус государственных гражданских служащих заключается в том, что реализуемые ими федеральные полномочия закреплены в ст. 71, 72 Конституции РФ.
5. Ключевой особенностью правового статуса муниципального служащего выступает предметная характеристика реализуемых или полномочий - разрешение вопросов в области местного самоуправления.
6. Нормативно-правовое регулирование статуса муниципального служащего шире по сравнению с правовым регулированием статуса государственного служащего.
7. Несмотря на общую схожесть прав присущих статусу государственного гражданского и муниципального служащего, стоит отметить, что федеральное законодательство государственному гражданскому служащему предоставляет больше прав.
8. Основные ограничения, связанные с государственной гражданской и муниципальной службой имеют общий характер, основным отличительным моментом является тот факт, что гражданин не может продолжать государственную гражданскую службу в том случае, если утрачено представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему при наличии ограничений и запретов.
9. Содержание запретов установленных для государственных гражданских и муниципальных служащих носят однотипный характер, основным отличием является тот факт, что государственным гражданским служащим установлено более количество запретов
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что правовое регулирование статуса государственного гражданского и муниципального служащего имеет много общих черт и различий, которые обусловлены спецификой деятельности.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ