Сравнительный анализ политических систем России и Финляндии

Цели и задачи

Цель данной работы заключается в сравнительном анализе политических систем России и Финляндии.

Введение и актуальность


Первой исторической формой таких институтов является государство. В последующем возникли политические партии, которые также имеют институциональный характер. Подобными признаками обладают и те общественные организации и движения, хотя бы один из аспектов деятельности которых связан с политико-властными отношениями. Институциональной основой всех их являются первичные субъекты политики.
Разумеется, политическая жизнь общества не ограничивается деятельность политических институциональных структур, она включает в себя всю совокупность отношений, складывающихся между социальными субъектами по поводу завоевания и использования политической власти.
Таким образом, как считают многие политологи, политическая система – это совокупность разного рода институтов (партии, общественные объединения, государство), которые складываются между субъектами политики отношений и регулируют данные отношения в разных формах (правовых, политических).

Структура политической системы
Единого мнения в науке не имеется по поводу структуры политической системы.
В литературе отмечается, что структура политической системы состоит из следующих элементов:
1) институциональной (государство, политические партии, социально-экономические и другие организации, образующие в совокупности политическую организацию общества);
2) регулятивной (право, политические нормы и традиции, некоторые нормы морали и т.д.);
3) функциональной (методы политической деятельности, составляющие основу политического режима);
4) идеологической (политическое сознание, прежде всего господствующая в данном обществе идеология).
Имеется и иная интерпретация структуры политической системы. Например, Соловьев А.И. выделяет следующие ее элементы:
институциональный, который раскрывает самые характерные для этого общества способы артикуляции социальных интересов, партий, организаций и др.;
нормативный, который характеризуется укоренившейся в обществе типа принятия решений, особенностей судебной системы, способы контроля общества над государством и т.п.;
информационный, который демонстрирует принятый обществом тип традиций, языка, символов, ритуалов, используемые для обеспечения политического процесса.
Имеется и иная структура политической системы общества предложенная Мельником В.А. По его мнению, в политическую систему необходимо включать следующие элементы: государство, политические партии, общественные организации и движения, политические и правовые нормы. 
Политические партии не являются непосредственно органами власти. Они выступают как самодеятельные организации определенных классов, социальных групп и слоев общества и оказывают опосредованное влияние на функционирование институтов политической власти. Однако, вне всякого сомнения, основным назначением политической партии  является достижение политической власти, борьба за овладением органами государства с тем, чтобы реализовать представляемые партией интересы социальных слоев. Партия учувствуют в разработке политического курса страны и его осуществления,  оказывает влияние на выдвижение лидеров государства и формирование представительных учреждений. Партии являются основным источником кадров для законодательных, исполнительных и судебных органов.
Специфическая роль в политической системе принадлежит общественным организациям и движениям. И те и другие являются добровольными объединениями граждан, деятельность которых направлена на достижение каких-либо групповых или общественных целей. Примером таких объединений могут служить национальные движения, профессиональные, молодежные, ветеранские, предпринимательские союзы и иные общества и ассоциации.

Заключение и вывод

Политическая система – это совокупность разного рода институтов (партии, общественные объединения, государство), которые складываются между субъектами политики отношений и регулируют данные отношения в разных формах (правовых, политических).
В политическую систему входят различные подсистемы и процессы. Она взаимодействует с иными подсистемами: экономической, идеологической, культурной, правовой. Граница политической системы определяют политические решения, которые являются обязательными и реально исполняются. Если рассматривать ситуацию законодательной системы, то здесь уже речь идет о действии закона на определенной территории, если это муниципалитет, то его действия распространяются на определенную территорию, в ситуации с партией – пределы действия устава, партийных решений.
Государственное устройство России и Финляндии имеет много сходных черт. Данные государства относятся к романо-германской правовой системе. Деятельность их основана на демократизме, разделении властей на три ветви: законодательной, исполнительной, судебной.
Если сравнивать партии и количество представителей от данных партий в парламенте, то напрашивается вывод о том, что в Финляндии в большей степени, чем в России развит институт политического плюрализма. Так как число представителей в парламенте от каждой партии, да и количество партий прошедших в парламент гораздо больше в Финляндии, чем в Российской Федерации.
Если рассматривать современный период в деятельности внешней политики России и Финляндии, то можно утверждать, что в настоящее время Финляндия более активно участвует во всяких международных организациях.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ