способы расширения словарного запаса младших школьников (французский язык) | Пример курсовой работы

способы расширения словарного запаса младших школьников (французский язык)

Цель работы заключается в исследовании способов расширения словарного запаса младших школьников в обучении французскому языку.

Тренировочные упражнения на этом этапе направлены на первичное закрепление слов. Упражнения, обеспечивающие первичное закрепление рецептивной лексики, должны входить в общую систему упражнений, предназначенных для развития умений и навыков использования лексического материала в слушании, говорении, чтении и письме. [Канакина 2017]
Для них характерны следующие особенности:
новые лексические единицы следует предъявлять в знакомом лексическом окружении и на усвоенном грамматическом материале;
Все тренировочные упражнения должны быть адекватны чтению как процессу и способствовать развитию механизмов чтения. На этапе автоматизации рецептивных лексических навыков эффективно:
воспроизведение учащимися лексических единиц изолированно и в связном контексте, повторение за диктором (учителем) слова или предложения, а также выполнение учащимися языковых и условно-речевых подстановочных и трансформационных упражнений с новыми лексическими единицами: составить, подобрать, перефразировать.
В процессе выполнения заданий нельзя забывать об активизации творчества самих учащихся. Необходимо развивать креативное мышление учащихся, языковую догадку. Цикл специальных упражнений должен быть направлен на развитие критического мышления учеников [1:35].
Второй этап подготовительных упражнений – это тренировочные упражнения на этом этапе направлены на запоминание слова, формирование словосочетаний с этим словом и т.д.
Характер упражнений может быть таким: – назовите изображенные на картинке предметы, выберите нужное слово, вычеркните лишнее, заполните пропуски, допишите предложение и т.д. Можно организовать «игры в слова»: назовите больше слов на тему (на букву), продолжите цепочку слов, отгадайте кроссворд, образуйте как можно больше слов из данного, расставьте буквы так, чтобы получилось слово и многие другие [31].
Не следует игнорировать письменные упражнения, которые в большой степени способствуют усвоению лексики: допишите букву в слове, придумайте рифму к слову, напишите по памяти все слова с буквы или расставьте слова в алфавитном порядке и т.д.
Третий этап работы над лексикой – применение лексики. Здесь от учащихся требуется использовать новые слова в высказываниях, в диалогической и монологической форме, понимать текст на аудировании, понимать новые слова при чтении текста. Именно на этом этапе происходит не только расширение потенциального словаря учащихся. Но и активизация лексики. Совершенствование лексических навыков может происходить на основе использования приема достраивания запоминаемого материала. Достраивание проводится на разных уровнях работы со словом. В сценариях уроков предусматривается достраивание на уровне слова, словосочетаний, предложений. В планы уроков включается специальная серия упражнений. Учащиеся выполняют такие упражнения самостоятельно и с интересом, опираясь на имеющийся у них лингвистический опыт.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
Работа над новой лексикой состоит из нескольких этапов начальным и чрезвычайно важным является презентация лексики. Хотя презентация лексики обычно не занимает много времени на уроке, это сложный процесс, состоящий из нескольких подэтапов и включающий работу над формой, значением и употреблением слова с целью создания четких звуко-моторных образов и сохранения данного слова в памяти учащихся.
Лексику целесообразно следует вводить и записывать в словарь тематически.
Огромное значение имеет правильный выбор способа семантизации, т.е. раскрытие значения слова, в соответствии с особенностями данного слова (качественной характеристикой слова и принадлежностью к активному или пассивному словарю), уровнем знаний учащихся и местом проведения данной работы.
В настоящее время широко используются беспереводные способы семантизации, что позволяет повысить заинтересованность и активность учащихся на уроках французского языка. На начальном уровне обучения целесообразно использовать наглядные способы семантизации (демонстрацию иллюстраций, предметов; мимика и жесты), постепенно переходя к вербальным (использование дефиниций, антонимов и синонимов, примеров составляющих, иллюстрирующих ситуаций устных и письменных и т.д.). Вербальные способы позволяют объяснять более абстрактные понятия и развивать языковые способности учащихся.
Переводные способы семантизации экономны, их необходимо использовать при объяснении так называемых ложных друзей переводчика или слов, не входящих в активный лексический минимум.
Для расширения потенциального словаря учащихся необходимо регулярно, начиная с начального этапа, работать над формированием навыков самостоятельной семантизации. Учащихся необходимо знакомить с основными словообразовательными моделями, при этом желательно использовать игровые приемы.
Есть несколько причин, по которым ранний возраст предпочтителен для занятий французским языком. У маленького ребенка прекрасно развита долговременная память. Все, что он учил, надолго запоминается. Чем моложе ребенок, тем меньше его словарный запас в родном языке. Но при этом меньше и его речевые потребности: сфер общения у маленького ребенка меньше, чем у старшего; ему еще не приходится решать сложные коммуникативные задачи. А значит, овладевая французским языком, он не ощущает такого огромного разрыва между возможностями в родном и французском языке, и чувство успеха у него будет более ярким, чем у детей старшего возраста. В самом деле, едва научившись читать на родном языке, ребенок осваивает это умение на французском, получает доступ к дополнительным источникам информации. Он не осознает того, что читает облегченные, адаптированные тексты, ведь и на родном языке читаемые тексты не так уж сложны.
Все это позволяет нам в полной мере оценить преимущества обучения французскому языку в начальной школе.
Цель работы заключается в исследовании способов расширения словарного запаса младших школьников в обучении французскому языку.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!