способы профилактики и решения конфликтов учащихся младшего школьного возраста | Пример курсовой работы

способы профилактики и решения конфликтов учащихся младшего школьного возраста

Цель исследования – изучить межличностные конфликты младших школьников, исследовать их причины и мотивы возникновения, опытным путем проверить эффективность комплекса мероприятий по профилактике межличностных конфликтов у детей младшего школьного возраста.

Взаимоотношения образовательной организации и семьи должны быть устроены таким образом, чтобы было взаимное уважение интересов двух сторон. Родители интересуются успеваемостью своих детей в школе, и в случае необходимости должны получать конкретные рекомендации по тому или иному вопросу. Образовательная организация должна оказывать помощь семьям в воспитании и формировании жизнедеятельности детей, а также создавать благоприятные условия для развития детей. Важным считается изучение характера взаимоотношений в семье ребенка, и в случае надобности, будет осуществляться дальнейшая осторожная их корректировка, применяя меры социального и педагогического воздействия [23].
Таким образом, профилактика межличностных конфликтов – создание комплекса мероприятий, направленных на предупреждение конфликтных ситуаций, которые могут привести к возникновению межличностных конфликтов, а также устранение основных причин и условий, способствующих дальнейшему появлению или развитию межличностных конфликтов. Профилактика межличностных конфликтов младших школьников важна: она затрачивает меньше сил, времени, средств.
Можно выделить два направления профилактики межличностных конфликтов в начальных классах: работа с детьми младшего школьного возраста и работа с родителями младших школьников.
Формы профилактики межличностных конфликтов младших школьников могут быть следующими: индивидуальные, коллективные, массовые.
Методы профилактики межличностных конфликтов младших школьников: словесные, наглядные, практические.
В ходе исследования на тему: «Межличностные конфликты школьников, причины и мотивы возникновения» были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать понятия «конфликт» и «межличностный конфликт», причины и мотивы их возникновения;
2) изучить особенности межличностного взаимодействия учащихся младшего школьного возраста;
3) выявить и определить направления профилактики межличностных конфликтов в начальной школе;
4) провести диагностическое исследование, направленное на выявление исходного уровня конфликтности у детей младшего школьного возраста;
5) разработать и провести комплекс мероприятий, направленный на профилактику межличностных конфликтов в начальной школе, и проверить его эффективность в ходе опытно- практической работы.
В ходе решения первой, второй и третьей задачи была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература, что позволило определить, что же такое «конфликт» и «межличностный конфликт», выделить особенности межличностного взаимодействия учащихся младшего школьного возраста и определить направления профилактики межличностных конфликтов у детей младшего школьного возраста.
Итак, конфликт – это обоюдное отрицательное психическое состояние двух и более людей, характеризующееся враждебностью, негативизмом в отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей.
Межличностный конфликт – это трудноразрешимая ситуация, проявляющаяся между различными субъектами (личностями), вызванная противостояниями, разногласиями, столкновениями между ними.
Межличностные взаимоотношения в младшем школьном возрасте приобретают определенный характер. В жизни младших школьников, помимо родителей, появляется еще один авторитетный взрослый – учитель. Ребенок с поступлением в школу приобретает новый социальный статус – обучающегося, ведущий вид деятельности которого – учебный.
Появление учителя в жизни младшего школьника не говорит о том, что родители «отходят на второй план», напротив, детям младшего школьного возраста наиболее важна оценка родителей их труда и поведения. Учитель в 1 и во 2 классах начинает формировать нравственные качества личности, т.к. в этот период школьного обучения дети в большей степени слушают его, нежели учитывают мнение своих товарищей. Но, начиная с третьего класса, роль учителя становится менее значимой в жизни ребенка, а вперед выдвигается общение со сверстниками, приобретение друзей и вступление в определенную детскую группу.
Профилактика конфликтов – работа с еще не начавшимися, а лишь с возможными конфликтами. Она предполагает их прогнозирование при постоянном информационно-аналитическом сопровождении. Профилактика конфликта представляет собой, по своей сути, воздействие на те социально-психологические явления, которые могут стать элементами структуры будущего конфликта, на его участников и на используемые ими ресурсы.
Можно выделить три направления работы по профилактике межличностных конфликтов: работа с учителями, работа с родителями, работа с обучающимися. Они включают в себя создание условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций; оптимизацию организационно-управленческих условий работы школы; устранение социально-психологических причин, способствующих конфликту; блокирование личностных причин возникновения конфликтов.
Формы профилактики конфликтов: массовые мероприятия, экскурсии, диспуты, деловая игра, интеллектуальный марафон, кружки, секции. Методы профилактики: словесный, наглядный, вовлечение в деятельность, организация деятельности, сотрудничество, анализ ситуаций, метод положительного примера, метод вмешательства «авторитетного третьего», стимулирование.
Для решения четвертой задачи были использованы методики, направленные на выявление уровня конфликтности у детей младшего школьного возраста, и на поведение детей в конфликте и конфликтной ситуации.
Проведя качественный и количественный анализ полученных результатов, мы выявили, на каком уровне находится каждый обучающийся экспериментального класса.
Благодаряполученным данным, мы доказали актуальность исследования, заключающуюся в том, что младшие школьники, наряду с подростками, нуждаются в профилактике конфликтов; определили содержание педагогической работы по профилактике межличностных конфликтов у детей младшего школьного возраста, и разработали комплекс мероприятий, который может осуществляться в форме классный часов или тренингов.
Реализация разработанного комплекса мероприятий на практике подтвердила, что занятия, включающие в себя методы и приемы, направленные на снижение уровня конфликтности младших школьников, вовлечение детей в совместную деятельность, является эффективным способом профилактики конфликтов в начальной школе. Так, высокий уровень конфликтности не был выявлен ни у одного ребенка, количество человек, находящихся на среднем уровне, увеличилось с 17 до 24, количество человек, находящихся на низком уровне конфликтности, уменьшилось с 4 до 3.
Сравнительный качественный и количественный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов опытно- практической работы свидетельствуют о снижении уровня конфликтности и подтверждают эффективность разработанного нами комплекса мероприятий по профилактике межличностных конфликтов в начальной школе.
Таким образом, цель исследования достигнута, а исходящие из нее задачи решены.
Цель исследования – изучить межличностные конфликты младших школьников, исследовать их причины и мотивы возникновения, опытным путем проверить эффективность комплекса мероприятий по профилактике межличностных конфликтов у детей младшего школьного возраста.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!