Курсовая работа по специальной психологии

в 2018-2019 учебном году

Рекомендации на основе анализа 24 готовых работ

Специальная психология — топ тем курсовых в 2018-2019

  • 1 Ранняя психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья
  • Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды.
    Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности[45].В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является помимо обеспечения доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня коррекционно-развивающего обучения[21, 46].Сегодня многие страны признают интегрированное обучение наиболее перспективной организационной формой обучения детей с ОВЗ. Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную школу предполагает одновременное использование нескольких форм организации образовательного процесса: это обучение в условиях классов коррекционно-педагогичегкой поддержки

    Являясь научной дисциплиной, психотерапия должна иметь собственный категориальный аппарат, свою теорию и методологию, терминологию и т. д. Иными словами, должна иметь все то, что характеризует самостоятельную научную дисциплину. Однако, в настоящее время не существует даже единого определения психотерапии, это связано с тем, что на сегодня имеется наличие разнообразных течений и направлений, школ и конкретных методов психотерапии, основанных на различных теоретических подходах. Отличительной особенностью отечественных от зарубежных традиций заключается в том, что в первом случае психотерапия определяется, прежде всего, как метод лечения, что выходит за пределы компетенции медицины, а зарубежные определения психотерапии в большей степени подчеркивают ее психологические аспекты[5]
    .Психотерапия – «система лечебных воздействий на психику и через психику на организм человека»; «специфическая эффективная форма воздействия на психику человека в целях обеспечения и сохранения его здоровья»; «процесс лечебного воздействия на психику больного или группы больных, объединяющий лечение и воспитание»[28].В качестве определений, в большей степени фиксирующие психологические подходы, включают такие понятия, как межличностное взаимодействие, психологические средства, психологические проблемы и конфликты, отношения, установки, эмоции, поведение, можно указать следующие, что психотерапия – «особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациенты получают профессиональную помощь в психологических средств для решения их проблем и затруднений психологического характера»; «средства, используя вербальные методики и межличностные взаимоотношения с целью помочь человеку в модификации отношений и поведения, которые интеллектуально, социально или эмоционально являются негативными»; «длительное межличностное взаимодействие между двумя или более людьми, один из которых специализировался на коррекции человеческих взаимоотношений»[28];

    Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:1. Психотерапия, это «система лечебных воздействий на психику и через психику - на организм человека»; «специфическая эффективная форма воздействия на психику человека в целях обеспечения и сохранения его здоровья»; «процесс лечебного воздействия на психику больного или группы больных, объединяющий лечение и воспитание».Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. В зависимости от причин возникновения и тяжести проявления дефекта психические патологии у детей и подростков по-разному отражаются на формировании социальных отношений, познавательных возможностей, трудовой деятельности и по-разному сказываются на развитии личности.
    Проведенная психотерапевтическая работа со школьниками 3 класса с умственной отсталостью, ЗПР и комплексными нарушениями значительно поспособствовала личностному и социальному развитию данных учащихся. Учащиеся значительно чаще стали проявлять сочувствие и сопереживание, они стараются выслушать собеседника до конца и договориться в спорных ситуациях. Учащиеся стали общаться не только парами, но и небольшими группами по 4-5 человек. Все это говорит о том, что при проведении целенаправленной коррекционно-развивающей работы по эмоциональному воспитанию школьников с ОВЗ начиная с первых дней обучения в школе можно добиться высоких результатов как со стороны их личностного, так и социального развития, что значительно облегчит процесс интеграции выпускников вспомогательных школ. По результатам формирующего этапа, программа психотерапии – арт-терапия, сказкотерапия, психогимнастика, показала свою эффективность.Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, гипотеза – подтверждена

  • 2 Формирование внутренней позиции школьников с овз в условиях инклюзивной школы
  • Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В результате воздействия многих неблагоприятных факторов с каждым годом увеличивается число детей с легкой патологией, которые обучаются в массовой школе. С целью помощи таким детям организуются классы коррекционно-развивающего обучения, однако в силу ряда причин количество таких классов в настоящее время явно недостаточное. В переводе с английского «inclusion» - «включение», причем такое включение, которое гарантирует поддержку всем включенным субъектам, в каком бы виде она не потребовалась. Инклюзивное образование включает в себя широкий круг людей, для которых оно должно существовать: это люди, у которых по разным причинам есть проблемы быть включенными в общее образование.
    Более всего особых образовательных потребностей у детей с ограниченными возможностями в развитии (ОВР) и детей-инвалидов, именно они являются главной фокусной группой, когда речь идет об инклюзивном образовании. Их особые образовательные потребности задаются видом нарушения психофизического развития (нарушением слуха, зрения, интеллекта, речи, мобильности, эмоциональной сферы), с учетом которого нужно строить обучение и воспитание, максимально преодолевая недостатки развития и облегчая детям процесс овладения академическими знаниями и социальными навыками. Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения применительно к мобильной экономике. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации самого ребенка и его семьи.

    Важнейшим условием эффективности инклюзивного образования является комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ. Психолого-педагогическое сопровождение, в соответствии с подходом М. Р. Битяновой, определяется, как целостная системноорганизованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка в школьной среде [1, 34]. Основным субъектом, требующим психолого-педагогического сопровождения, является ребенок с ограниченными возможностями здоровья, который по результатам обследования на психолого-медико-педагогической комиссии нуждается в организации специальных образовательных условий и разработке адаптированной образовательной программы.
    Субъектами инклюзивной практики также являются остальные дети, включенные в то же самое образовательное пространство, родители и педагоги учреждения [1, 42].Основные задачи психолого-педагогического сопровождения в отношении обучающихся с ОВЗ состоят в систематическом отслеживании психолого-педагогического статуса обучающегося с ОВЗ; в динамике его психического развития; в создании социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении; в обеспечении систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения; в организации жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом психических и физических возможностей обучающегося [1, 45]. Деятельность специалистов сопровождения состоит в предупреждении трудностей в обучении и адаптации детей к школе и в конкретной помощи, в том числе коррекционной, в преодолении трудностей в обучении. Эффективной формой совместной деятельности междисциплинарной команды по вопросам определения индивидуального образовательного маршрута в рамках ОО является Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк)

    Таким образом, процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в инклюзивной среде – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов, педагогов и семьи ребенка. Воспитание и обучение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Инклюзивное образование - это процесс вовлечения всех детей в образовательный процесс и социальную адаптацию независимо от пола, этнической, религиозной принадлежности, особенностей в развитии и экономического статуса. Инклюзивное обучение – это прежде всего совместная работа учителей, родителей и квалифицированных специалистов.
    Такое объединение позволяет согласовывать основные подходы к работе с разными категориями детей, апробировать новые технологии, отбирать наиболее эффективные методы и приемы коррекционного обучения, проводить внеклассные и общешкольные мероприятия на более высоком уровне. Основные принципы психолого – педагогического сопровождения детей с ОВЗ носят комплексный и рекомендательный характер, несут приоритет интересов сопровождаемого. В его основе главе лежит комплексный подход: согласованная работа «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.

  • 3 Коррекция тревожности у детей с нарушением зрения.
  • Современная действительность, характеризуемая увеличением стрессов и повышением эмоциональных негативных реакций, приводит к возникновению тревожных состояний не только у взрослых, но и у детей. Специалисты отмечают увеличение количества тревожных детей, детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.Наличие такого отклонения, как нарушение слуха, значительно осложняет эмоциональное развитие детей, и такое его проявление, как тревожность, усиливается.
    Понимая тревожность как свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях, можно отметить у глухих детей дошкольного возраста достаточно выраженный уровень тревожности и преобладание таких единиц тревожного поведения как напряженность, скованность, повышенная суетливость, плаксивость, нервозность.Несмотря на то, что в специальной педагогике и психологии накоплен достаточный опыт по обучению и воспитанию глухих детей, аспект изучения именно тревожности глухих дошкольников остается слабо изученным и представляет собой важную проблему, которая имеет большое социальное и научное значение. Данная тема по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области специальной психологии, но и, прежде всего, родителей и педагогов детей с нарушением слуха, т.к. затрагивает воспитание ребенка и в школе-интернате, и в семье. Поэтому на практике я занималась данной темой. Специальное воспитание и обучение обеспечивает всестороннее развитие духовных и физических сил детей с недостатками слуха, вооружение их знаниями основ наук, подготовку к труду и жизни в среде слышащих. Специальное воспитание и обучение глухих детей немыслимо без существования комплексного воздействия. Комплексное воздействие включает в себя и работу, направленную на коррекцию тревожности глухих детей дошкольного возраста, которая осуществляется всеми специалистами, в частности учителем-дефектологом и воспитателем

    Психологическое здоровье детей долго оставалось без внимания взрослых. Модель психологически здорового человека должна включать такие компоненты:наличие позитивного образа “Я” – это абсолютное принятие человеком себя и других;владение рефлексией в качестве средства познания себя;наличие потребности в саморазвитии и личностном росте.Основываясь на современных исследованиях, можно говорить о зависимости между нарушениями психологического здоровья и развития и обучения детей. Нарушениям психологического здоровья соответствует повышение тревожности, которое может вести к существенному понижению внимания, в том числе и произвольного. У ребенка с защитной агрессивностью внутреннее напряжение может обусловить чрезмерную двигательную активность, склонность к нарушению дисциплины.
    Дети с выраженными страхами непременно будут пребывать в состоянии непрерывного напряжения, и это обусловит чрезмерную утомляемость и слабую работоспособность. У детей с деструктивной агрессивностью и страхами социума можно наблюдать сложности при ответах во время воспитательных и иных занятий, невнимательность и рассеянность. Дети с демонстративной агрессивностью создают стереотипы поведения, направленные на получение негативного внимания. Они нарушают дисциплину и мешают проводить мероприятия.Каждый родитель и педагог хочет, чтобы ребенок в будущем был счастливым. Именно поэтому делается упор на хорошее здоровье, высокий интеллект, адекватное поведение.По публикациям и опросам населения, проведенным за десятилетний период мы понимаем, что в течение последних лет количество неудовлетворенных жизнью стабильно удерживается на уровне 73-75 %, в то время как приподнятое настроение отмечают лишь 3 % опрошенных. По мнению исследователей, способность быть счастливым, как черта характера должна начинаться в детстве. Для этого родителям нужно воспитывать у детей, в первую очередь, установку для позитивного восприятия жизни, учить определять различные источники нахождения позитивных эмоций.

    Новое время диктует новые вопросы. И пожалуй чаще всего люди задают сегодня вопрос: “Почему?” Многочисленные реформаторы школы как будто не слышат этого вопроса и активно спорят по поводу того, сколько и каких языков должен знать ребенок . Но разве не все равно , какими и в каком количестве знаниями будет владеть ученик на выходе из школы , если в душе у него не будет мира. Если он не будет способен жить счастливо и развиваться, принося радость окружающим и стране в целом. На самом деле все прекрасно понимают, что российское общество пребывает в состоянии глубокого социально- экономического, духовно- нравственного кризиса. Современная медицина утверждает , что 30-40 % хронических заболеваний имеет психогенную основу.
    Поэтому с особой остротой встает вопрос о том, что позволяет человеку в современных условиях сохранить здоровье и душевный комфорт.Коррекция высокого уровня тревожности предполагает работу в следующих направлениях: применение ролевых игр, игр на телесный контакт, специальных игр, проведение упражнений на релаксацию, технику глубокого дыхания, работа с родителями.Своевременная коррекция повышенного уровня тревожности позволит снизить негативные тенденции формирования тревожной личности и усиления их при наступлении кризиса подросткового возраста.

  • 4 Изучение активного и пассивного словаря у умственно отсталых дошкольников
  • Основой успешной учебы на протяжении всех школьных лет является особенный вид деятельности человека – полноценные навыки говорения. Именно в начальный период учебы у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в последующие годы, в это время формируются умственные и практические операции, действия и деятельность. Речь – многоуровневая структура, и базой для многих «кирпичиков» речи, является словарь ребенка, который имеет несколько характеристик, например, объем – количество слов, используемых ребенком.
    Но о качественных характеристиках словаря речь лишь тогда, когда ребенок адекватно применяет известные ему слова, понимает их смысл и значение, умеет их преобразовывать и образовывать новые слова.Исследования по логопедии и педагогике указывают на то, что у детей с умственной отсталостью процесс развития речи протекает сложно и медленно.Проблема формирования активного словаря является одной из самых актуальных проблем современной логопедии. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, в частности у детей с умственной отсталостью.
    Обзор специальной литературы указывает на то, что проблема развития речи у детей с умственной отсталостью освещается в работах таких отечественных ученых как О.Н. Громова, Л.П. Ефименкова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Е.Ф.Соботович, Ю.А. Шулекина и др.Дети с нарушениями речи допускают большое количество ошибок, искажающих звуковой состав слова, испытывают трудности при осмыслении текста, а нарушения правильности чтения сохраняются и в старших классах. Поэтому актуальна целенаправленная работа по коррекции и развитию всех процессов, участвующих в формировании активного словаря.

    Одна из функций речи состоит в оформлении мысли, в её выражении. «Внешняя речь, – как средство писал Л. С. Выготский, – есть процесс превращения мысли в слова, её материализация» [19]. Следовательно, психологической основой речи служит мысль и условием её развития является обогащение мысли. Лишь на основе развитой системы понятий, на основе овладения системой умственных действий возможно успешное развитие речи. Таким образом, в методике развития речи обучающихся столь большое внимание уделяется подготовке материала, его обработке, отбору, расположению, логическим операциям.
    Однако и понятийное мышление не может успешно развиваться без языкового материала, без речевого оформления и выражения. В отвлечённом мышлении важнейшая роль принадлежит понятиям, в которых обобщены существенные признаки, свойства явлений реального мира. Таким образом, понятия же обозначаются словами (или словосочетаниями), следовательно, в слове понятие обретает необходимую для общения материальную оболочку.Точное понимание значения слова (словосочетания), обозначающего понятие, умение быстро, в сотые доли секунды выбрать нужное слово, соединить его не только по смыслу, но и грамматически с другими словами, позволяет человеку оперировать этим понятием, т. е. мыслить, осуществлять понятийное (речевое) мышление.В речи человек формулирует мысль, т.е, наблюдается обратное воздействие речи на мысль. Речевое оформление мысли способствует большей чёткости, ясности, стройности, последовательности самой мысли.
    Многие выдающиеся учёные отмечали, что, читая лекции студентам по материалам собственных исследований, они и сами для себя глубже уясняли некоторые свои выводы, а иногда обнаруживали в них ошибки. Речевое оформление тех идей, которые казались вполне ясными и убедительными, приводило к обнаружению неясностей и даже к устранению этих неясностей. Овладение языком – запасом слов и грамматической системой, позволяющей выстраивать эти слова в чёткие структуры предложений и более крупные компоненты текста, – создаёт предпосылки для совершенствования мысли, для развития мышления. Психолог Н. И. Жинкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта...

    Подводя итоги работы отметим, что речевая деятельность – это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.Для умственно отсталых детей характерным является позднее развитие речи, где основными причинами недоразвития речи умственно отсталых детей является слабость одной из функции коры и медленная выработка новых дифференцировочных связей во всех анализаторах.
    Сегодня проблема формирования активного словаря является одной из самых актуальных проблем современной логопедии. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, именно поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, в частности у детей с умственной отсталостью.Таким образом, гипотеза исследования заключается в том, что формирование активного словаря ребенка с умственной отсталостью будет иметь положительную динамику если на уроках и дополнительных занятиях применять игровые приемы, использовать пословицы, поговорки - подтверждена.
    Цель исследования: анализ особенностей развития активного словаря у младших школьников с умственной отсталостью - достигнута.Задачи исследования: проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития речи у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, изучить особенности активного словаря, рассмотреть психолого-педагогические особенности развития активного словаря у детей с умственной отсталостью, дать методологические рекомендации родителям по развитию активного словаря - выполнены.

  • 5 Архивный метод в психологии.
  • Архивный метод в психологии состоит из анализа продуктов деятельности человека без какого-либо наблюдения. Как и большинство способов он имеет свои недостатки. Не структурированность и неопределенность являются ключевым минусом.

    Как сформулировать актуальность курсовой работы

    Объектом исследования при использовании архивного метода является изучения элементов деятельности человека. Это могут быть стихи, рисунки, личные записи пациента и даже школьные сочинения. Во время анализа исследователь обращает свое внимание не только на содержательную характеристику, но и на формальную.

    Как определить цели и задачи курсовой работы

    Цель курсовой работы - исследование архивного метода в психологии и причин его распространения. Из цели можно выделить задачи, которые помогут полностью раскрыть необходимый вопрос:
    •    определение преимуществ и недостатков метода;
    •    анализ условий проведения архивного метода; изучение продукта деятельности.

    Как писать введение курсовой работы

    Для комплексного раскрытия цели курсовой работы были определены все аспекты метода, как положительные, так и отрицательные. Ответы на каждую задачу классифицированы для того, чтобы выявить эффективность метода. Для этого можно обратиться к научным работам следующих авторов: Горбатова Д.С., Загвязинский В.И., Атаханов Р. А., Троицкая И.Ю.

    Как писать заключение курсовой работы

  • 6 Изучение игровой деятельности у детей с ранним детским аутизмом
  • Проблема изучения особенностей игровой деятельности у детей с ранним аутизмом сохраняет свою актуальность в настоящее время. Это обусловлено важностью определения эффективных подходов для всестороннего развития таких детей, а также устранением тех проблем, что существуют в нынешнем воспитательном процессе.

    Как сформулировать актуальность курсовой работы

    За последние годы было представлено множество комплексных исследований, посвященных важным проблемам этиологии, патогенеза раннего аутизма, проявлениям аутистического состояния в разных клинических структурах. Все эти вопросы будут рассмотрены в данной курсовой работе.

    Как определить цели и задачи курсовой работы

    Целью курсовой работы является исследование методов и особенностей эффективной игровой деятельности ребенка с ранним аутизмом.
    Задачи курсовой направлены на:
    •        характеристику современного понимания проблем раннего детского аутизма;
    •        обоснование эффективности помощи детям с таким синдромом в отечественной дефектологии;
    •        рассмотрение отечественных подходов к диагностике, коррекции аутизма ребенка с помощью игрового формата.

    Как писать введение курсовой работы

    В рамках изучения проблем аутизма у детей в курсовой работе была проведена дифференциальная диагностика аутистических состояний разного происхождения. С целью комплексного исследования проблемы в работе были рассмотрены труды таких психологов, как В.Е.Каган, В.П.Осипов, Л.С.Выготский, В.А.Гиляровский.

    Как писать заключение курсовой работы