Специфика развития формата трэвел-журналистика на современном российском телевидении | Пример курсовой работы

Специфика развития формата трэвел-журналистика на современном российском телевидении

Цель исследования состоит в анализе особенностей трэвел-журналистики на российском телевидении.

Трэвел-журналистика на телевидении является ярким примером инфотеймента. Для эвентуального туриста-путешественника такая журналистика представится интересной, поскольку он сможет воспользоваться полезной рекомендацией и посмотреть развлекательную программу. Кроме того, возрастающий «средний класс» будет воспринимать путешествия, особенно международные, как личную цель, используя массовую информацию о путешествиях в качестве опыта, «поскольку они не могут позволить себе настоящие поездки».
Журналистика путешествий – это особая область журналистики, где журналистская индивидуальность проявляется в наибольшей степени. Ведущий должен буквально «окунуться» в жизнь освещаемого события, чтобы иметь возможность поместить читателя как в соседний, так и в отдаленный уголок мира. Точная передача информации позволит зрителю стать свидетелем разворачивающихся событий. Это является неким порталом, который переносит человека на другой конец света. Именно благодаря жанру, журналист-путешественник может донести определенную информацию до аудитории. Как отмечет русский философ и исследователь форм повествования Бахтин, «автор занимает ответственную позицию в событии бытия, имеет дело с моментом этого события, а потому и произведение его есть тоже момент события».
Журналист должен иметь целостное представление о жанровых особенностях, которые способствуют развитию практического навыка журналиста, что впоследствии позволит ему ориентироваться в конкретной когнитивной ситуации, создавать эксклюзивный материал, который будет наиболее «приспособлен» для адекватного освещения явления, что вследствие заинтересует аудиторию.
На сегодняшний день туристическая программа представляет из себя эклектику различных жанров. Современная передача сочетает в себе элементы реалити-шоу, документальной передачи, информационной программы, рекламного ролика «развлекательного ток-шоу с участием ведущего.
М.М. Бахтин отмечал, что «жанр всегда изменчив, он может перерождаться и обновляться на каждом этапе своего развития. Жанр живёт настоящим, но всегда помнит своё прошлое, своё начало».
Более глубже понять мысль Бахтина помогает высказывание академика Д.С. Лихачева, который говорил, что «жанры живут не независимо друг от друга, а составляют определённую систему, которая меняется исторически».
Журналистские жанры «генерировались в историческом контексте» развития журналистики путем экономического и социального влияния [Шкондин 2013, с. 55]. Время диктует требования к методам отражения текущей реальности, для формирования определенной системы, которая является результатом запроса практических потребностей общества в определенный период общественно-политических отношений. «Человеческий поступок есть потенциальный текст и может быть понят только в диалогическом контексте времени [Бахтин 1979, с. 286].
На сегодняшний день трэвел-передачи характеризуются тремя тенденциями: во-первых, это определенная целевая аудитория, во-вторых, отказ от студийного формата, в-третьих, переориентирование внимания с коренного населения на ведущих. «То есть, концептуальный баланс «мы»/«они» уступает место новой формуле «мы среди них».
Журналистика путешествий на телевидении воплощается в таких жанрах как:

Исходя из вышеизложенного следует сделать выводы по первой главе. Трэвел-журналистика – это особое направление журналистики, которое позволяет зрителю узнать уникальную информацию по теме географии и туризма.
Развитие трэвел-программ на телевидении проходило в три этапа:
– Первый этап охватывал период с 1950 по 1980 года и характеризуется обучением и популяризацией научно-популярных программ про путешествия. В этот период впервые для журналистов и зрителей на Центральном телевидении появляется передача под названием «Клуб кинопутешествий», которая впоследствии была переименована в «Клуб путешественников». В течение 30 лет автором и ведущим программы был Владимир Шнейдеров, после чего на смену ему пришёл известный путешественник и врач – Юрий Сенкевич.
– Второй этап развития трэвел-журналистики приходится на 1980-2000 года. Для данного этапа характерно развитие рекламных и образовательных программ, связанных с путешествиями. Кризис в научно-популярном телевидении спровоцировал появление частных телекомпании. На телеканале ОРТ вышла новая передача о путешествиях «Непутевые заметки», автором которой стал Дмитрий Крылов.
– Третий период является расцветом отечественной трэвел-журналистики, поскольку на данном этапе наблюдаются изменения формата передач о путешествиях. В Период с 2000 года и по настоящее время трэвел-журналистика достигает пика своего развития. Появляются такие программы, как «Вокруг света», «Одноэтажная Америка», «Орел и решка», «Прводник».
Сегодняшняя журналисты трэвел-программа, как рекомендация наиболее яркое путешествиях проявление трэвел-журналистики, представляет пробует собой сентября гибрид жанров. Такой телевизионный жанр сочетает в себе элементы документального фильма, образовательной программы, развлекательного ток-шоу с участием ведущего, телесериала и рекламного ролика.
Трэвел-журналистика на телевидении в основном проявляется в таких жанрах как:
a) Трэвел-шоу – развлекательный жанр, который знакомит зрителя с культурой, географией и достопримечательностями через путешествия ведущих.
b) Путевой очерк (путевые заметки) представляет собой описание интересных событий, значимой личности, острой проблемы. Особенностью жанра является то, что он часто выполняет просветительскую функцию.
c) Теледокументалистика. Жанр предоставляет возможность зрителю побывать в необычных местах, узнать интересные факты, увидеть уклад и жизнь людей, изучить памятники архитектуры и познать следы древности. Упоминание исторических и географических фактов в программах с данным жанром являются ключевым моментом.
d) Трэвел-репортаж. Программы в таком жанре помогают в полной мере оперативно передать общественные и культурные события, а также дать возможность зрителю увидеть происходящее его глазами. Автор стремиться добиться наивысшего эффекта присутствия при помощи детальности.
В трэвел-передачах активно применяются современные мультимедийные возможности. Чтобы в полной мере донести до зрителя особенности передачи, передать красоту кадров и эмоции, автор должен иметь инструментарий, который необходим журналисту-путешественнику. Это различного рода приложения и сервисы для создания интерактивных карт и маршрутов, программы для обрезки и наложения эффектов, а также камера с большими возможностями.
Значительное внимание на отечественном телевидение уделяться популяризации культурного наследия России посредством туристских программ. Благодаря трэвел-передачам складывается общественное поведение, нацеленное на охрану и сбережение культурного наследия, на осмысление необходимости знать собственное государство, которое занимает существенные территории и заключает в себе самые разнообразные монументы природы, истории и культуры.
Удачное распространение культурного наследия обеспечивает формирование здорового общества, неравнодушного как к прошлой, так и к настоящей истории страны. Кроме того, данная тенденция содействует наиболее активному развитию туризма внутри государства. Под воздействием страны СМИ туристской тематики, в том числе и телевизионные программы, стараются сосредоточить интерес жителей России на внутренний туризм. Они стремятся популяризовать многие направления мира.
Таким образом, мы выяснили, что на Российском телевидении представлено множество трэвел-передач, которые сочетают в себе разнообразные журналистские жанры. Современные передачи о путешествиях и туризме не только информируют и развлекают зрителя, но и просвещают его, тем самым формируя его эстетический вкус и повышая уровень развития. Отличительными чертами рассмотренных современных трэвел-передач являются: изучение реальности с помощью метода «включенное наблюдение», уделение внимания архитектурным и природным памятникам, неожиданные повороты событий и возможность персонализировать информацию, преобладание информационных справок об уникальности культур, доминирование развлекательной функции, которая реализуется через трансляцию забавных ситуаций.
Цель исследования состоит в анализе особенностей трэвел-журналистики на российском телевидении.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!