Специфика местного самоуправления в Норвегии в XXI веке

Цели и задачи

Цель исследования – проанализировать специфику местного самоуправления в Норвегии в XXI веке.

Введение и актуальность


Отмечают две основные причины, позволившие, а точнее сделавшие необходимым такое укрупнение коммун. Прежде всего - развитие новых средств коммуникации и самое главное - формирование новой социальной политики, для решения задач каковой государству были нужны муниципальные образования большего размера, что позволило бы расширить возможности и пределы деятельности. Государственная политика, направленная на объединение муниципальных образований, сохранилась и в дальнейшем.
Нередко решения об объединении коммун принимались вопреки мнению местного населения и представительных органов. Первое с начала 60-х годов прошлого века объединение двух коммун на основе добровольного волеизъявления жителей обоих муниципальных образований состоялось лишь в 2002 г.
Территориальные основы местного самоуправления регулируются также Законом "О границах муниципальных образований" от 15 июня 2001 г., определяющим порядок и условия объединения, разделения, изменения и установления границ коммун и фюлькескоммун. Полномочия в области преобразования муниципальных образований принадлежат центральным органам государственной власти: преобразование фюлькескоммун отнесено к компетенции парламента, решения о преобразовании коммун полномочно принимать правительство.
В случае принятия решения об объединении на совместном заседании представительных органов объединяемых коммун обсуждаются вопросы об официальном наименовании новой коммуны, о количестве депутатов в ее представительном органе, о критериях формирования и задачах совместной комиссии (fellesnemnd), каковая будет осуществлять и координировать деятельность по подготовке объединения. Принимаются также решения о создании различных совместных рабочих групп, каковые будут заниматься частными вопросами, связанными с объединением.

Заключение и вывод


Полномочия областных и муниципальных властей делегируются центром и определяются соответствующим законодательством. В областях и коммунах функционируют выборные советы, состав каковых обновляется каждые 4 года. В местных советах применяется система пропорционального представительства, а количество мест варьируется от 13 (муниципальные советы) и 25 (областные советы) до 85. В советах предусмотрено наличие мэра и исполнительного комитета. Комитет формируется из числа представителей всех политических сил совета. В крупных городах– Осло (столица страны имеет одновременно статус и области, и коммуны) и Бергене – в виде исключения действует парламентская форма правления, и состав правительства в этих городах определяется в соответствии с текущим раскладом политических сил в совете.
Территориальные основы местного самоуправления регулируются также Законом "О границах муниципальных образований" от 15 июня 2001 г., определяющим порядок и условия объединения, разделения, изменения и установления границ коммун и фюлькескоммун. Полномочия в области преобразования муниципальных образований принадлежат центральным органам государственной власти: преобразование фюлькескоммун отнесено к компетенции парламента, решения о преобразовании коммун полномочно принимать правительство.
В случае принятия решения об объединении на совместном заседании представительных органов объединяемых коммун обсуждаются вопросы об официальном наименовании новой коммуны, о количестве депутатов в ее представительном органе, о критериях формирования и задачах совместной комиссии (fellesnemnd), каковая будет осуществлять и координировать деятельность по подготовке объединения. Принимаются также решения о создании различных совместных рабочих групп, каковые будут заниматься частными вопросами, связанными с объединением.
Органы местного самоуправления в Норвегии финансируются посредством местных налогов и взносов, а также центральными властями. Коммуны являются важной единицей местного самоуправления. В сферу компетенции коммун входит большая часть социальных услуг населению (в том числе начальное образование), а также развитие транспортной инфраструктуры и коммунальные услуги.
Управляющие органы 18 областей были образованы в 1975 году в целях оптимизации взаимодействия между государством и муниципалитетами. Если ранее области играли второстепенную роль, то после реформы они получили формально равные права с муниципалитетами. Были установлены прямые выборы в окружные советы, областям было дано право на взимание налогов; на них была возложена ответственность за работу школ второго этапа среднего образования, а также больниц.
Центральные власти могут в любое время повлиять на работу местного самоуправления. В отличие от других скандинавских стран и большинства европейских, принципы местного самоуправления не изложены в конституции и, таким образом, не имеют прямой конституционной защиты. Местные органы власти являются основным каналом пополнения национальной политической элиты. За послевоенные годы от 75 до 85 % депутатов Стортинга имели опыт работы в муниципалитетах.
В качестве одного из приоритетов развития местного самоуправления рассматривается обеспечение тендерного равенства в органах местного самоуправления. В действующем Законе о местном самоуправлении существует норма, согласно каковой представители одного из полов должны обладать в совете и в управляющем комитете не менее 40% мандатов. Несмотря на то что партии стараются соблюдать это соотношение при составлении партийных списков на выборах, в составе органов местного самоуправления действующего созыва лишь 37% мест принадлежат женщинам.
В практике норвежского местного самоуправления до настоящего времени остается малоизвестной такая форма реализации права на самоуправление, как местный референдум. В ближайшее время, очевидно, произойдет пересмотр роли плебисцитов в местном самоуправлении в сторону расширения практики их применения.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ