Создание советского государственного аппарата после Октябрьской революции.

  • Я - нейросеть а24+. Помогу с решением задачи
Готовлю ответ ...

Цели и задачи

Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть то, как создавался советский государственный аппарат после событий Октябрьской революции.

Введение и актуальность


Состав Рабочего и Крестьянского правительства, которое было возглавлено Лениным, был представлен 14-ю народными комиссарами, которыми и была возглавлена деятельность на основании учредительного декрета комитетов по дела военным и морским и 12 народных комиссариатов: По внутренним делам (А.И. Рыков), Земледелия (В.П. Милютин), Труда (А.Г. Шляпников), По делам торговли и промышленности (В.П. Ногин), Народного просвещения (А.В. Луначарский), Финансов (И.И. Скворцов-Степанов), По делам иностранным (Л.Д. Бронштейн-Троцкий), Юстиции (Г.И. Оппоков-Ломов), Продовольствия (И.А. Теодорович), Почт и телеграфов (Н.П. Авилов-Глебов), По делам национальностей (И.В. Джугашвили-Сталин).Одновременно с этим отмечается временное не замещение постав народного комиссара по делам железнодорожным.
В ноябре 1917-го года со стороны ВЦИК произошло принятие резолюции о праве СНК на издание неотложных декретов в пределах общей программы Всероссийского съезда Советов. Следовательно, Советская республика отмечалась наличием трех органов, у которых есть законодательные полномочия: Всероссийского съезда Советов, СНК и ВЦИК.
В результате того, что большевиками поддерживалось объединение всех трудящихся России под руководством рабочего класса, а также принималось во внимание существенное влияние эсеров на существенные массы крестьянства, большевиками еще во время дней работы II Всероссийского съезда Советов было выдвинуто им предложение о принятии участия в составе Советского правительства. Однако фракция левых эсеров тогда отвергла такое предложение, поскольку, как было отмечено В.И. Лениным, «они не пожелали разделить со своими соседями слева ответственность во время этих тяжелых, критических дней». Однако после того, как произошло слияние ВЦИК и Исполнительного комитета, который был избран на основании Чрезвычайного всероссийского крестьянского съезда и Петроградского совета, связанного с одобрением законов о мире, земле, рабочем контроле, и в результате того, что попытки формирования «однородного социалистического правительства» были провалены, боясь потери и так пошатнувшегося доверия со стороны трудовых крестьян, левыми эсерами все-таки было принято решение принимать участие в Совете Народных Комиссаров.
В соответствии с газетой «Новая жизнь» от 04.11.1917г. предрекался крах для Советского правительства: «Отсутствие государственного механизма, отсутствие аппарата власти делает всю осуществляемую правительством деятельность похожей на автомобиль без приводных ремней, он вертится, однако работа в результате этого не производится». Нельзя назвать такое замечание нелогичным – ведь устроение нового аппарата управления сопровождалось разрушением старого. Большевиками осуществлялась работа в тяжелых условиях: они отличались катастрофической нехваткой кадров, а со стороны чиновников старой системы не было желания или возможности оказывать помощь. Однако создание эффективного государства все-таки произошло, а с его управленческой системой и ее особенностями мы разберемся во второй главе настоящей работы.
18.01.1918г. датируется проведение III Всероссийского съезда Советов, в ходе которого произошло одобрение роспуска Учредительного собрания. Также в ходе съезда произошло принятие «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», которая фактически занималась выполнением конституционных функций до ее появления. В ходе этого съезда Советы окончательно объединились. Также отмечается принятие постановления «О федеральных учреждениях Российской Республики», в пределах которого происходило закрепление системы органов федеральной власти: Всероссийского съезда Советов, ВЦИК, СНК. На основании съезда произошло законодательное закрепление и систему Советов в качестве организации власти и федерации национальных республик в качестве системы государственного устройства. Каждый из этих документов в дальнейшем был добавлен в состав Конституции, решение о необходимости разработать которую также было принято во время съезда.

Заключение и вывод

Итак, установление власти Советов не было простым, и большевики столкнулись со многими трудностями на своем пути. Проделанная работа по разрушению старого режима и становлению нового является колоссальной. Были созданы новые органы управленческого аппарата Советов, за которыми закреплялась их компетенция. Местные Советы имели большую автономию, и самостоятельно решали большинство текущих вопросов, однако должны были исполнять все предписания центра.
В течение 1917-1920 годов большевиками была проделана огромная работа по организации наиболее эффективного в тех условиях управленческого аппарата. Благодаря выдающимся организаторским способностям первых управленцев, в первую очередь, В.И. Ленина, были созданы основные принципы работы и критерии подбора управленческих кадров. В полной мере эти принципы были отражены именно в ленинском правительстве. Конечно, данными принципами руководствовались и в дальнейшем, но изменение внешних условий повлияло и на форму организации кадров.
Новая правовая и государственная система, закрепленная Советами в Конституции 1918 года, отражала действительное положение дел в стране, и закрепила реальные механизмы власти, основанные на совершенно новой идеологии, отвечающей целям новой молодой России. Управленческая структура в данном виде является высокоэффективной, однако, применительно к советскому аппарату, была хороша лишь для чрезвычайного управления. Создание этого аппарата проходило в условиях революции и гражданской войны, поэтому необходимо было принятие мобильных и фундаментальных решений. Тем не менее, после окончания такого времени, и после завершения «эпохи» ленинцев, стиль организации управления поменялся.
После распада Советского Союза в России не прекращаются споры о том, были ли советские годы положительным или отрицательным периодом истории России. Многие факты трактуются теперь и с положительных, и с отрицательных сторон. Какие-то факты намеренно занижены в своей значимости, а какие-то освещены наиболее подробным способом. Однако со всей уверенностью можно сказать, что с точки зрения организации управленческого аппарата большевики достигли большого успеха. Несмотря на то, что к концу правления Советов этот аппарат стал лишь огромной бюрократической машиной, в рассматриваемый период оптимальная форма организации аппарата позволила достигнуть наивысшей эффективности работы правительственных органов.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ