Создание политических партий, приостановление их деятельности и ликвидация.

Цели и задачи

Целью работы является комплексное правовое исследование создания политических партий, приостановление их деятельности и ликвидация.

Введение и актуальность


Понятие политической партии закреплено в ст. 3 ФЗ «О политических партиях». Под политической партией понимается общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. В ст. 2 указанного федерального закона раскрывается содержание права на объединение в политические партии, включая право на создание партии на добровольной основе, право вступать в партию или воздерживаться от вступления в нее, право участвовать в деятельности партии, право беспрепятственно выходить из партии.
Политическая партия создается на учредительном съезде и считается созданной с момента принятия им ряда важнейших решений: о создании партии, об образовании ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии устава и программы партии, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов. Для создания политической партии не требуется разрешения органов государственной власти и должностных лиц.
В то же время законом предусмотрены ограничения на реализацию права граждан на создание политических партий: не могут создаваться партии, цели и деятельность которых направлены на осуществление экстремистской деятельности; партии, формируемые по признакам профессиональной, национальной, расовой и иной принадлежности. Запрещено также создание партий иностранных государств. Представляется, что данные ограничения не противоречат Конституции Российской Федерации, а, наоборот, корреспондируют ч. 3 ст. 55, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Вступить в партию и участвовать в ее деятельности возможно после подачи заявления в порядке, установленном самой партией. Право на вступление в партию является субъективным правом, поскольку оно индивидуально, а также потому что лицо, желающее стать членом партии, должно обладать рядом признаков и характеристик, установленных законом: возрастом (от восемнадцати лет), гражданством (членами партии не могут быть иностранные граждане и лица без гражданства), дееспособностью (лица, лишенные дееспособности, не могут быть членами партии).
Принимать участие в деятельности партии могут только ее члены. Оно может заключаться как просто в членстве и участии в съездах партии, так и в избрании в руководящие органы политической партии.
В связи с тем, что в соответствии со ст. 41 ФЗ «О политических партиях» политическая партия может быть ликвидирована как на основании решения Верховного Суда Российской Федерации, так и по решению ее высшего руководящего органа - съезда, полагаем целесообразным дополнить перечень содержания права на объединение в политические партии правом на ликвидацию политической партии, поскольку без него, на наш взгляд, содержание права отражено в законе не в полном объеме.
Содержащиеся в законе гарантии на объединение в политические партии необходимы в демократическом государстве. Именно политические партии непосредственно взаимодействуют с публичной властью, они влияют на все политические процессы в стране. При этом политические партии не являются исключительно государственным образованием, это в первую очередь добровольные объединения граждан, которые обеспечивают политическое взаимодействие гражданского общества и власти. Они придают устойчивость и цельность политической системе, обеспечивают ее развитие.

Заключение и вывод

Подводя итоги проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Политические партии являются одним из способов реализации конституционного права граждан на объединение.
Согласно закону, каждая политическая партия является юридическим лицом. 95-ФЗ гласит о необходимости партии соответствовать следующим требованиям: наличие региональных отделений в не менее чем половине субъектов РФ; наличие не менее полутысячи членов партии; нахождение руководящих и иных партийных членов на территории российского государства. Целями любой политической партии являются формирование общественного мнения, работы по политическому воспитанию граждан, выражение мнений людей и выдвижение собственных кандидатов на выборы. Согласно статье 11 ФЗ "О политических партиях", движения политического характера могут создаваться свободно. На это не требуются особые разрешения должностных лиц или государственных органов. Единственный вариант оформить политическую партию - создать ее на учредительном съезде и зарегистрировать в Министерстве юстиции.
На учредительном собрании принимается решение единомышленников о создании партии и ее региональных отделений. Там же принимаются устав и программа. Все делегаты учредительного собрания должны являться и учредителями партии. С первого же дня своего создания политическое движение начинает реализовывать информационно-пропагандистскую и организационную деятельность. Все полномочия партии должны соответствовать закону, любые же проявления экстремистского или террористического характера повлекут за собой ликвидацию движения.
Организационный комитет является важнейшим элементом в системе политических движений. Статья 12 ФЗ "О политических партиях" подробно раскрывает деятельность представленной инстанции. В комитете должно присутствовать не менее десяти человек. Создается он для подготовки и проведения учредительного собрания. В обязанности членов комитета входит уведомление Правительства о намерении создать партию и проработка названия движения.
Помимо уведомительного заявления в исполнительный орган власти должны быть переданы: протокол собрания комитета с целями, сроками полномочий и местом нахождения комитета; сведения об участниках комитета. Перед тем как создать партию, организационный комитет распространяет в нескольких общероссийских изданиях информацию о своих намерениях.
Вопрос о том, как создать партию, не может обойтись без решения проблемы с государственной регистрацией. Согласно рассматриваемому нормативному акту, как само политическое движение, так и его региональные отделения подлежат государственному оформлению с учетом установленного в законе порядка. Факт государственной регистрации заносится в единый информационный реестр юридических лиц.
15-я статья 95-ФЗ гласит о регистрации движения федеральным исполнительным органом или ее региональными отделениями. Федеральным органом здесь выступает Министерство юстиции. За регистрацию необходимо оплатить государственную пошлину, размер которой установлен законом. Организаторы должны предоставить: заявление по форме № Р11001 в двух экземплярах; копию и оригинал решения учредительного съезда; копию и оригинал документа о регистрации партии; копию и оригинал Устава и Программы партии; справку о месте регистрации партийного руководителя; список членов партии. Этот же перечень документов придется использовать при внесении сведений о политическом движении в Единый государственный реестр юридических лиц.
Каждая политическая партия должна иметь свою четко прописанную и подробную политическую программу. Вопрос о том, как создать политическую партию, не должен возникать до тех пор, пока не появятся два этих документа. Согласно статье 21 закона "О политических партиях", нужно прописать: цели и задачи партии, ее наименование; количество партийных членов; условия приобретения членства в партии; порядок создания, реорганизации и ликвидации партии; порядок внесения изменений в устав; права политической партии. В программу должны входить сведения об основных принципах и задачах политической партии в тех или иных общественных сферах.
Согласно статье 26, выделяют: свободное распространение информации о своей деятельности; участие в выработке решений государственными органами или самоуправленческими инстанциями на местах; участие в выборах и референдумах; создание региональных отделений; проведение митингов, шествий, собраний и прочих публичных мероприятий; защита своих прав и т. д.
Структуру партии должен составлять партийный аппарат, представляющий собой организованную группу работников партии, а также партийную массу, в которую входят рядовые члены движения. Членство в партии должно иметь добровольную основу.
Контроль за деятельностью политических партий возложен на Министерство юстиции России и его территориальные органы. В случае нарушения законодательства политической партии выносится письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее двух месяцев. В случае, если политической партией в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение федерального уполномоченного органа не было обжаловано в суд, деятельность политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением Верховного Суда Российской Федерации на основании заявления федерального уполномоченного органа. Ликвидация политической партии выступает как мера ее ответственности за неисполнение требований законодательства.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ