Создание благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе ДОУ | Пример курсовой работы

Создание благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе ДОУ

Цель исследования: анализ состояния социально-психологического климата трудового коллектива ДОУ.

В коллективе создается неповторимый вид межличностных отношений, характеризующихся высокой сплочённостью, будто ценностно-ориентационным единством, самоопределением личности, коллективистской идентификацией, социально–значимым характером мотивации межличностных выборов, высочайшей референтностью членов коллектива по отношению друг к другу, объективностью в возложении и принятии ответственности за итоги общей работы. В коллективе выражается серия социальных закономерностей, качественно различающихся от закономерностей в иных группах. Таким образом, с увеличением коллектива, не убавляется вклад, придаваемый его членами в общее дело, не уменьшается степень результативной эмоциональной групповой идентификации, не слабеет мотивация совместной работы, отсутствуют внезапные противоречия среди индивидуальными и групповыми интересами.
Есть 3 вероятных подхода в создании успешного (с точки зрения совместимости, сработанности людей) коллектива.
1, общая команда может быть основана за счет особенного подбора людей (с учетом оптимального сочетания их особенностей), который обеспечивает как высшую результативность работы группы, так и непременный психологический комфорт внутри её. Подобный подход подразумевает отбор требуемых для членов коллектива профессиональных и психологических качеств, впоследствии выискивание наилучшего сочетания данных свойств у нужного коллектива людей. Однако провести аналогический отбор не всегда оказывается возможным.
2, оптимизации работы и взаимодействия в коллективе можно достигнуть, идя по линии, так называемого функционального подхода, когда исходя из отличительных черт состава группы, нужно наилучшим образом установить круг обязанностей отдельных членов группы, их функции, сформировать рациональные схемы взаимодействия и т.д.
3, высокий уровень работоспособности группы может быть следствием формирования у членов коллектива навыков успешного общения, культуры делового и личного взаимодействия, умения психологически правильно разрешать появляющиеся трудности.
При создании результативных трудовых коллективов сочетаются все эти возможности. Безусловно, полный психологический подбор рабочего коллектива в основной массе случаев невыполним по многим моментам (к примеру, из-за его большой численности), впрочем определенный психологический отбор идет и так естественным путем, в коллективе фиксируются люди, деловые и личные особенности которых отвечают требованиям работы в группе. Те же, кто никак не справился с налаживанием эффективного взаимодействия с членами коллектива, в конечном счете рано или поздно покидают его. За счет данного в большинстве случаев происходит естественное создание совместимого, сработавшегося коллектива. С другой стороны, и руководители стремятся оптимальным способом рассредоточить функции и обязанности членов коллектива, т.е. улучшают его деятельность на основании многофункционального подхода.
Но более перспективный путь создания сплочённого, работоспособного коллектива состоит всё же в обеспечении надёжности его работы и оптимизации взаимодействия не столько за счёт особого подбора людей или же распределения их функций, сколько за счет внутренних ресурсов самого коллектива и его отдельных членов.
Основными вопросами руководителя и педагогического коллектива ДОУ считается: улучшение психологической компетенции воспитателей, снабжение истинного гуманного взаимодействия детей и воспитателей, содействие в более удачном реализовании себя в поведении и деятельности, содействие в сохранении психического здоровья, усовершенствование уровня знаний воспитателей по способам взаимодействия с всевозможными категориями детей, содействие в осуществлении индивидуального подхода в общении с детьми, формирование коммуникативных навыков, умений выхода из конфликтных ситуаций, овладение навыками управления стрессом, способствование формированию психологической грамотности воспитателей.
В случае если осуществлять с коллективом воспитателей работу по совершенствованию психологической компетентности, по формированию коммуникативных навыков, научить их умениям релаксации и дыхательным техникам, навыкам выхода из конфликтных ситуаций, обучить приемам выхода из стресса и его профилактике, вести профилактическую работу по эмоциональному выгоранию воспитателей, в таком случае психологический климат в коллективе улучшиться, улучшится психическое здоровье педагогов.
Таким образом, создание подходящего психологического климата в педагогическом коллективе ДОУ будет гарантированно с помощью системы методичного и целенаправленного управленческого и психолого-педагогического влияния, направленного на развитие у воспитателей таких личностных свойств и качеств, какие содействовали бы построению плодотворных взаимоотношений среди них.

Курсовая работа была посвящена изучению социально-психологического климата в ДДОУ. Исследование было проведено на теоретическом и эмпирическом уровне. В теоретической части исследования были проанализированы особенности коллектива ДДОУ как организованной социальной группы, в которой межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной трудовой деятельности по осуществлению воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста. Изучено понятие о социально-психологическом климате и его функции: консолидирующая, стимулирующая, стабилизирующая и регулирующая. Охарактеризованы факторы СПК на уровне макросреды и микросреды.
В эмпирической части исследования был подобран и описан комплекс методик для диагностики СПК коллектива ДДОУ. Была проведена диагностика СПК с помощью экспресс-методики оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе, методики «СПСК» и социометрии. На основе подсчета коэффициента взаимности, конфликтности и изолированности, выявления индивидуальных социометрических показателей и самооценке особенностей группы сделан вывод о в целом благоприятном социально-психологическом климате в коллективе. Поставленная цель данного исследования достигнута, задачи решены в полном объеме. Но данная проблема требует продолжения исследования в рамках других исследований, в частности в плане анализа отдельных факторов, влияющих на формирование СПК и путей его оптимизации. можно сформулировать рекомендации:
1. Использовать описанный и апробированный в данном исследовании комплекс методик для изучения СПК в педагогическом коллективе ДДОУ.
2. В зависимости от полученных результатов исследования проводить дополнительную диагностику отдельных факторов СПК.
3. На основе выявленных показателей предусматривать мероприятия по оптимизации СПК в коллективе. Среди них могут быть предложены следующие: разработать программу снятия психо-эмоционального напряжения у педагогов (например, обучение сотрудников навыкам саморегуляции в условиях профессионального стресса; функционирование комнаты психологической разгрузки и т.п.); создание и реализация программ профессионального и личностного развития педагогов; внедрить в практику работы педагогического коллектива обучение педагогов социально – психологическим навыкам общения в системе «педагог – педагог», «педагог – ребенок», «педагог – родитель»; любые действия реформаторского характера проводить при наличии длительного подготовительного этапа с чётким обоснованием актуальности, целей, методов, структуры и конечного результата деятельности в новых условиях; при взаимодействии руководства с коллективом использовать особенности мотивационной сферы сотрудников и их личностных особенностей; администрации пересмотреть некоторые аспекты стиля управления трудовым коллективом: сформировать единую административную команду и выработать общую стратегию управления персоналом для улучшения взаимодействий и достижения высоких результатов в педагогической деятельности; отдавать предпочтение демократическим методам управления для развития творческой инициативы, производственной смелости, самостоятельности и ответственности сотрудников.
Цель исследования: анализ состояния социально-психологического климата трудового коллектива ДОУ.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!