«Совершенствовние налогового контроля» | Пример курсовой работы

«Совершенствовние налогового контроля»

Цель курсовой работы заключается в разработке предложений по совершенствованию налогового контроля в России.

В США налоговые декларации подразделяются на несколько групп. К примеру, декларации физических лиц подразделяются на группы в зависимости от общей величины дохода, указанного в декларации, а компьютерная формула определяет параметры для оценки налоговой декларации. Указанные параметры суммируются в целях получения определенного количественного показателя – отличительного параметра. В результате чем выше полученный количественный показатель, тем больше вероятность того, что налоговая декларация будет подвергнута проверке.
В большинстве стран тенденция к административной централизации налогового контроля становится общепринятой, за исключением Германии и Швеции. Канада приняла эту систему в конце 1999 г. (ADCR), а Италия – в 2002 г. (AE). Параллельно сильная централизация существует именно в вопросе сбора деклараций и управления средствами платежа, принудительного взыскания и контроля больших предприятий. В числе наиболее важных факторов, которые учитываются в процессе выбора предприятия для проверки, следует назвать размер компании и объем налогов.
Применяемый за рубежом подход заключается в том, что налоговые органы сосредоточиваются на проверке крупнейших налогоплательщиков, на которых приходится значительная часть налоговых поступлений. Например, в США и Канаде очень высокий процент крупнейших налогоплательщиков находится под постоянным контролем налоговых органов на предмет правильности начисления налога на прибыль предприятий. Так, в середине 1990-х гг. в США из 7 тыс. крупнейших корпораций были проверены 52%, хотя из общего числа корпораций (предприятий) в стране проверено было только 2%.
В Германии крупные компании подлежат ежегодной проверке своей отчетности и полному аудиту не менее чем один раз в четыре года. При этом предприятие может быть освобождено от «постоянного аудита», если будет установлено, что в его деятельности нет особых изменений, его юридическая форма остается неизменной и все основные показатели его деятельности остаются в пределах нормы. В последнем случае указанное предприятие соответствующим образом информируется и переводится на режим офисных (камеральных) проверок.
Налоговое управление штатов в США при выборе налогоплательщиков, подлежащих аудиту, больше внимания уделяло также лицам с высокими доходами. В результате плотность аудиторских проверок в отношении налогоплательщиков, обладающих совокупным позитивным доходом, превышающим 100 тыс. дол., составила 2,97%. То же самое относится к компаниям: из 2 529 700 представленных форм налоговой отчетности по налогу на корпорации 7 тыс. форм были присланы компаниями с активами, превышающими 250 млн. дол. Степень «аудиторского покрытия» для данной категории налогоплательщиков составила 51,77%, что намного выше среднего показателя (2,05%) для всех категорий компаний в совокупности.
В процессе налогового контроля зарубежными странами используются разнообразные приемы анализа информации о налогоплательщике, в том числе оценка бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов с позиций достоверности отчетных показателей.
Для налоговых органов бухгалтерская и налоговая отчетность является основным доступным источником экономической информации о хозяйствующем субъекте, формируемой непосредственно на микроуровне. Данные финансовой отчетности позволяют рассчитать систему аналитических коэффициентов, дающих возможность оценить экономическое положение предприятия.
Одной немало важной тенденцией в зарубежных странах является то, что основной функцией налогового контроля является скорее предотвращение правонарушений, чем карательные мероприятия, и на практике к возможным ненамеренным нарушениям закона, как правило, относятся достаточно либерально. Большое значение придается профилактической роли налогового аудита.
Проведенный анализ зарубежных правовых норм, мнений специалистов и практиков позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время в России существует необходимость пересмотра стратегии налогового контроля. Для общества одинаково важны и обеспечение бюджетной устойчивости, и повышение качества жизни населения. Даже при самом передовом законодательстве налоговый контроль будет далек от эффективного, если основной задачей его будет пополнение бюджета любой ценой. Необходимо изменение налоговой культуры и идеологии взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками. Адекватным решением этой проблемы является применение достаточно гибкой стратегии налогового контроля. Как показывает исследование, одним из ее ключевых моментов должен быть анализ рисков. Работники налоговых органов должны уделять внимание налогоплательщикам пропорционально их финансовой значимости и определению сфер деятельности с наивысшим коэффициентом налогового риска. Так, в странах с развитой экономикой стратегия такова, что основной упор приходится на те отрасли экономики, которые имеют наибольший налоговый потенциал. При этом контрольная работа проводится с учетом особенностей контролируемой территории и зарегистрированных налогоплательщиков. Также в процессе достижения целей налогового контроля выбор тех или иных методов определятся соотношением между затратами на его проведение и возможными результатами.
Таким образом, у России есть уникальная возможность проанализировать положительные тенденции и просчеты зарубежных стран, дать соответствующую им оценку и применить накопленный опыт, создавая эффективную систему налогового контроля, основанную на лучших достижениях передовых зарубежных стран.
На современном уровне развития государства его эффективное функционирование становится невозможным без разветвленной специализированной системы государственного финансового контроля. Вся система государственного финансового контроля формируется в целях реализации права государства законными путями обеспечить свои финансовые интересы, а также финансовые интересы своих граждан. Президентом РФ определено, что государственная налоговая политика должна формироваться исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки и качественного улучшения налогового администрирования. Государством в последние годы проводится облегчение налогового бремени путем снижения налоговых ставок, отмены отдельных налогов и снятия неоправданных ограничений, что значительно улучшает условия для ведения бизнеса и исполнения налоговых обязательств.
Повышение качества налогового администрирования является одним из условий эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства. При этом позитивное развитие основных составляющих налоговой политики государства, которыми являются снижение совокупной налоговой нагрузки и улучшение налогового администрирования, неразрывно связано с налоговым контролем. В целях обеспечения экономических интересов и экономической безопасности государства ФНС России и ее органы на местах на постоянной основе на всех этапах развития налоговой системы осуществляют контроль за полным и своевременным поступлением налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему, в том числе за счет достижения высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.
На сегодняшний день перед налоговыми органами стоит ряд проблем:
– большой объем налогового документооборота;
– ежегодное усложнение и изменение налогового законодательства;
– огромные трудозатраты на обработку налоговых документов;
– низкая эффективность контрольной работы;
– концентрация основной налоговой информации на уровне налоговых инспекций;
– дублирование и параллелизм функций внутри налогового органа между подразделениями;
– взаимодействие с налогоплательщиками не соответствуют современным требованиям по качеству и уровню обслуживания и способствует накоплению задолженности.
Главной задачей налогового контроля является контроль за соблюдением законодательства, регулирующего процесс поступления финансовых ресурсов в специальные централизованные фонды публичных субъектов, которые необходимы последним для реализации возложенных на них функций. В настоящее время налоговом законодательстве не представлено четкое разделение понятий оптимизации налогов плательщиками и уклонения от уплаты налогов, которое влечет за собой налоговую и уголовную ответственность за незаконный обход налогов. Для построения эффективной фискальной системы налогового контроля непременно требуется решение данного вопроса. В следствии неполной теоретической проработки вопросов, сопряженных с действиями налогоплательщиков по уклонению от уплаты налогов, в России применяется на практике формальная интерпретация для целей налогообложения фактов хозяйственной деятельности, в основу которой положены гражданско-правовые формы, используемые налогоплательщиками, а не экономическая сущность хозяйственных операций. Данный пример выявляет огромные возможности недобросовестных налогоплательщиков по злоупотреблению своими правами с целью уклонения от налоговых обязательств.
Цель курсовой работы заключается в разработке предложений по совершенствованию налогового контроля в России.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!