Совершенствование управления дебиторской задолженностью предприятия | Пример курсовой работы

Совершенствование управления дебиторской задолженностью предприятия

Цель исследования – совершенствование управления деиторскй задолженности предприятия.

Основные подходы к управлению дебиторской задолженностью используемые современными российскими организациями это: использование предварительной оплаты или аккредитивов; зачет требований; отсрочка платежа и товарный кредит; предоставление скидок; снижение стоимости поставленных товаров; списание долга [8, c. 19].
Рассмотрим подробнее особенности и последствия некоторых из вышеперечисленных методов управления задолженностью.
В работе с дебиторами с максимальной степенью риска наиболее эффективно использовать предоплату отгруженной продукции (товаров, услуг), возможно также использование аккредитивной формы расчетов.
Предварительная оплата является наиболее выгодным способом расчетов для поставщика, поскольку в данном случае не только гарантирована полная оплата, но возможно использование в обороте денежных средств покупателя до момента отгрузки товара. Для плательщика данный метод оплаты является самым невыгодным, поскольку в данном случае происходит дополнительное отвлечение денежных средств оборота плательщика. Компромисс меду интересами покупателя и продавца обычно достигается путем предоставления скидок за предварительную оплату. Выигрыш поставщика заключается в том, что, получив денежные средства за продукцию раньше обозначенного срока, он использует ее в денежном обороте, что возмещает предоставленную скидку.
Несомненные преимущества поставщику дает применение аккредитивной формы расчетов. Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, которое принимает банк по поручению плательщика, гарантирует своевременность платежа при предъявлении необходимых документов по отгрузке (отпуску) товаров. При использовании данной формы расчетов также, как и при использовании предоплаты, происходит отвлечение из оборота денежных средств покупателя, сумма которых определяется суммой сделки и сроком действия аккредитива. Наиболее часто расчеты с использованием аккредитивов применяются при осуществлении внешнеторговых сделок [16, c. 90-91].
Эффективной формой расчетов, которая обеспечивает сбалансированность сумм дебиторской и кредиторской задолженности, являются расчеты между покупателями и поставщиками, при помощи зачета взаимных требований по обоюдным поставкам. Применение данной формы расчетов должно необходимо обеспечить заключением соответствующих договоров. Этот вид расчетов может осуществляться как на разовой, так и на постоянной основе.
Практическая реализация расчетов на основе зачета взаимных требований предполагает выполнение следующих операций:
– оформление актов сверки взаиморасчетов, основанных на данных бухгалтерского учета у контрагентов;
– подтверждение суммы задолженности (в т.ч. НДС) с использованием первичной бухгалтерской документации;
– проведение сверки сумм задолженности на основании договора и первичных бухгалтерских документов;
– оформление акта о взаимозачете, который свидетельствует о прекращении обязательств между сторонами[5, c. 6-7].
При осуществлении взаимозачетов большое значение приобретает грамотное оформление первичных документов, которые должны обеспечить двойной контроль сделки со стороны ответственных лиц.
В современных экономических реалиях (высокий уровень конкуренции, постоянный дефицит для осуществления текущей деятельности) наиболее часто используемым способом привлечения покупателей является предоставление коммерческого кредита.
В том случае, когда срок платежа по договору поставки истек, однако покупатель не в состоянии погасить свою задолженность, поставщик может заключить с покупателем дополнительное соглашение о предоставлении отсрочки платежа за определенное вознаграждение. Посредством отсрочки платежа организация предоставляет покупателям коммерческий кредит (ст. 823 ГК РФ).
На практике поставщик и покупатель в процессе согласования договариваются об условиях оплаты и предельном размере отгрузок с отсрочкой платежа. Как правило, в организации, в частности у менеджеров по работе с клиентами, руководителя отдела продаж и координатора сбыта, существуют определенные требования и критерии, по которым принимается решение о предоставлении отсрочки платежа и соответствующей ей суммы допустимых отгрузок.
На примере других компаний и установленных систем внутреннего контроля над дебиторской задолженностью разработана форма для оптимизации принятия управленческих решений. Данная форма учитывает все требования и критерии в совокупности и является обоснованием для отсрочки платежа и кредитного лимита. Основными критериями являются: срок договорных отношений, наличие просроченной задолженности, наличие или отсутствие отношений с дилерами и сетевыми компаниями. Форма может также предусматривать различные ограничения для оптовых и розничных клиентов.
Таким образом, при заключении новых договоров с покупателями данная форма заполняется для определения условий оплаты и отгрузок, а для обоснования решений по клиентам, с которыми уже заключены контракты и ведется непрерывная работа, заполняется на планируемый период, в течение которого покупатель достигает оговоренных целей. Также заполнение данной формы позволит уменьшить влияние субъективного фактора (руководства) при рассмотрении условий для отдельных клиентов, так как расчет и установление кредитного лимита будут отнесены к полномочиям финансовой службы и службы по работе с клиентами.
Основное отличие уменьшения стоимости товаров от предоставления скидки состоит в том, что скидка всегда предоставляется при выполнении определенных условий, является элементом ценовой политики организации, в уменьшение стоимости товара такими условиями не обусловлено и производится по соглашению сторон. Кроме того, существуют различия в осуществлении налогового учета скидки и уменьшения стоимости товаров по договору [14, c. 34-35].
Право на уменьшение договорной стоимости товаров у услуг не противоречит налоговому законодательству (ст. ст. 1 и 421 ГК РФ). Снижение стоимости возможно осуществить в любой момент, в том числе и после поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг). В целях налогообложения такое изменение стоимости повлечет снижение налоговой базы по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль.
Однако поставщику нужно обосновать снижение договорной стоимости товаров. Причины снижения необходимо закрепить в дополнительном соглашении к договору.
Таким образом, управление дебиторской задолженностью предполагает использование определенных инструментов, среди которых предоставление отсрочек, скидок по платежу, товарного кредита и других. Использование конкретного инструмента зависит от положения организации на рынке, специфике производства, взаимодействия с покупателями и других факторов.
Таким образом, дебиторская задолженность представляет собой часть оборотного капитала организации. Существуют различные подходы к выделению видов дебиторской задолженности, так можно выделить задолженность в зависимости от субъекта задолженности (покупатели, заказчики и т.д). Кроме того, задолженность может быть допустимой и недопустимой.
Цель анализа дебиторской задолженности – выявить суммы оправданной и неоправданной задолженности; изменения за анализируемый период, реальность сумм дебиторской задолженности, причины и давность образования дебиторской задолженности.
в процессе анализа управления дебиторской задолженностью АО «ВМЗ» мы выявили следующие особенности:
– 2015 году произошло значительное увеличение дебиторской задолженности – на 31245 тыс. руб. или 185,9% от уровня на конец 2014 года, в а 2016 году произошло снижение общей суммы дебиторской задолженности на 6791 тыс. руб. или 14,1%;
– cумма сомнительной дебиторской задолженности в 2014-2016 гг. увеличивалась: в 2015 г. она выросла на 2841 тыс. руб. или 226,2%, а в 2016 г. – на 5393 тыс. руб. или 131,6%. При этом доля просроченной задолженности также увеличивалась (на 1,1% в 2015 г. и на 14,5%);
– наибольшую долю в дебиторской задолженности занимает задолженность покупателей и заказчиков (95,6%, 87,2% и 91,9% на конец 2014-2016 гг. соответственно), при этом доля прочих дебиторов– 0,1% на конец 2014 г, 0,9% на конец 2015 г. и 0,9% на конец 2016 г.;
– в структуре дебиторской задолженности преобладает дебиторская задолженность сроком до 1 месяца – ее доля составляет 67,3%, доля дебиторской задолженности от 1 до 3 месяцев составляет 20,4%, от 3 до 6 месяцев – 8,3%, от 6 до 12 месяцев – 8,3%, свыше года – 1,7%;
-число оборотов, совершаемых дебиторской задолженностью снизилось на 2,025 в 2016 году по сравнению с предыдущим годом и составило 4,455 оборотов, период оборота дебиторской задолженности составляет 55,6 дней в 2015 г,. и 80,8 дней соответственно в 2016 г.;
– задолженность предприятия кредиторам превышает дебиторскую задолженность в 9,917 раз на конец 2014 г., в 3,605 раза на конец 2015 г и в 3,825 раза на конец 2016 года;
– за счет замедления оборачиваемости дебиторской задолженности в оборота организации вовлечено 13955,369 тыс. руб.
Нами были выявлены недостатки в управлении дебиторской задолженности, которые привели к следующим последствиям:
1. Замедление оборачиваемости привело к вовлечению в оборот дополнительных средств.
2. Структура дебиторской задолженности является неудовлетворительной.
Для устранения выявленных недостатков необходимо проводить мероприятия, направленные на совершенствования управления дебиторской задолженностью.
Эффективность управления дебиторской задолженностью АО «ВМЗ» можно повысить, разумно используя факторинг с целью ускорения оборачиваемости оборотных средств.
Использование факторинга АО «ВМЗ» целесообразно и принесет организации экономию средств в размере 30346 тыс. руб.
Цель исследования – совершенствование управления деиторскй задолженности предприятия.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!