Совершенная и несовершенная конкуренция. Новые методы конкурентной борьбы | Пример курсовой работы

Совершенная и несовершенная конкуренция. Новые методы конкурентной борьбы

Цель написания курсовой работы – рассмотреть особенности совершенной и несовершенной конкуренции.

Таким образом, сущность конкурентной среды потребительских рынков следует рассматривать как комплекс условий деятельности субъектов рынка. Данные условия, в свою очередь, определяют взаимодействие причин и факторов функционирования конкурентной среды и ее элементов. К таким элементам относят компании, потребителей, товары, товарные марки, контракты. Взаимодействие и взаимовлияние данных элементов определяют текущее состояние конкурентной среды, факторы способствуют определить более эффективные пути по управлению конкурентной средой. Это потребует поддержки со стороны таких институтов рыночной экономики, как частная собственность, антимонопольное регулирование, предпринимательство и финансовые институты.
В зависимости от цели экономического исследования предлагают различные классификации типов рыночных структур. Признак, который положен в основу данной классификации, есть степень влияния некоторого продавца (покупателя) на рыночный цены. А ключевым понятием, которое выражает сущность рыночных отношений, является понятие конкуренция.
Существует два основных вида конкуренции: совершенная конкуренция, когда каждый продавец (покупатель) не имеет возможности оказывать существенное влияние на цены товаров и, если данное условие не выполняется, то конкуренция является несовершенной. Несовершенная конкуренция делится на чистую монополию, монополистическую конкуренцию, олигополистическую конкуренцию и монопсонию.
Совершенной конкуренцией называют такие условия, когда на рынке существует большое число фирм, которые производят стандартные и однородные между собой товары, свободный выход и вход на рынок и практически полностью отсутствует ценовой контроль.
Чистой монополией называют рынки, где вся власть сосредоточена у одного продавца, поскольку он является единственным, а его товар не имеет товаров-заменителей, вход на рынок заблокирован и проводится жесточайший контроль цен.
Государственное регулирование конкурентных отношений в трансформационной экономике РФ сводится, по сути, к разработке, принятию и применению антимонопольного законодательства, а также к формированию системы гос. органов, которые контролируют его «неукоснительное» соблюдение.
Современные реалии говорят о необходимости активизации роли государства в создании конкурентных условий в экономике. Сложившаяся в РФ экономическая система характеризуется незавершенностью рыночной трансформации. Таким образом, эффективная государственная конкурентная политика в современных условиях актуальна и особенно значима для перехода опережающего экономического развития на инновационной основе.
Мировой опыт развитых стран свидетельствует о том, что государственная политика в сфере регулирования конкуренции в значительной мере оказывает влияние на социально-экономическое развитие: производительность, прибыль, инновационную деятельность, экономический рост, конкурентоспособность хозяйствующих субъектов на мировых рынках.
Антимонопольные органы должны вести более активную политику, пресекая факты недобросовестной конкуренции, которые служат препятствием развитию конкурентной среды. Весь комплекс антимонопольных мер не должен быть так сужен и сводиться к банальному рассмотрению частных случаев конфликтов интересов отдельных субъектов хозяйствования или их групп с интересами потребителей или других фирм-конкурентов.
Мировая практика антимонопольного регулирования свидетельствует о том, что «традиционной» для нас антимонопольной политики, которая сводится к принятию законов, которые направлены главным образом на ограничения и запреты, а также с последующим жестким принуждением к их исполнению, уже недостаточно.
Помимо всего прочего, уникальность российской экономики, а также специфика ее «особого пути» развития конкуренции обуславливается тем, что доминирующее положение многих фирм определяется не успехами в максимизации удовлетворения потребительского спроса, а их монополией, поддерживаемой и охраняемой заинтересованными лицами из государственных структур.
При этом, как показывает анализ проведенного исследования, основная проблема экономики РФ связана именно с уже существующими фирмами-монополистами.
Что касается методов антимонопольного регулирования, то одним из основных, применяемых в рамках российского законодательства является метод дробления одного крупного предприятия на несколько самостоятельных предприятий меньшего размера. При этом данный метод невозможно применять в отношении отечественных монополий по той причине, что они изначально был созданы, как единая сеть.
Как представляется, в России регулирование естественных монополий в не достигло того уровня, на котором государство может повлиять на деятельность монополистов, установив определенную цену.
При этом хотелось отдельно сказать о мере регулирования временной монополии, под которой понимается мера поощрение импорта из зарубежных стран, которая должна оказать влияние на деятельность фирмы-монополиста.
Что касается защиты малого и среднего бизнеса от монополизма, то в данном направлении законодательство РФ также не достигло должно уровня. Хотя необходимость решение вышеуказанной проблемы с каждый днем становится все естественней.
Наиболее обоснованной причиной сложившимся обстоятельствам можно назвать тот факт, что Россия не так давно перешла на путь развития рыночной экономики, при том что первое десятилетие экономических реформ довольно сложно назвать благополучным периодом для российской экономики.
При этом если обратиться к мировому опыт, то можно отметить различные способы борьбы с монополиями. В данном исследовании был вкратце представлен опыт антимонопольного регулирования на примере Великобритании, ведь в данном государстве борьба с монополиями ведется довольно эффективными методами.
Хотелось бы надеется, что благодаря зарубежному опыт и опираясь на национальное законодательство России удастся произвести ряд реформ, которые не только будут препятствовать созданию новых монопольных образований, проводя эффективную антимонопольную политику, возможно решение проблемы монополизма.
Естественно, что Россия не только должна прислужиться к мировому опыту, но также искать свои пути решения проблемы с учетом особенностей развития государства.
Цель написания курсовой работы – рассмотреть особенности совершенной и несовершенной конкуренции.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!