Сотрудничество России и ЕС. Перспективы и результаты | Пример курсовой работы

Сотрудничество России и ЕС. Перспективы и результаты

Цель курсовой работы провести анализ перспектив и результатов сотрудничества России и ЕС.

Между Сторонами устанавливается регулярный политический диалог, который они намерены развивать и активизировать. Он сопровождает и укрепляет процесс сближения между Россией и Европейским союзом, поддерживает политические и экономические перемены, происходящие в России, и способствует налаживанию новых форм сотрудничества. Политический диалог:
– укрепляет связи между Россией и Европейским союзом. Экономическое сближение, достигаемое на основе настоящего Соглашения, приводит к установлению более активных политических связей;
– содействует все большему сближению позиций по международным вопросам, являющимся предметом общей озабоченности, укрепляя тем самым безопасность и стабильность;
– предусматривает, чтобы Стороны стремились к сотрудничеству по вопросам, относящимся к соблюдению принципов демократии и прав человека, и проводили по необходимости консультации по проблемам, связанным с их надлежащим осуществлением.

1.3 Условия сотрудничества РФ и ЕС
Программа сотрудничества ЕС и России направлена на осуществление основных экономических и социальных преобразований в Российской Федерации. В основу этого сотрудничества было положено сочетание опыта ЕС в сфере рыночной экономики и демократии с российской спецификой и знаниями. Последние десять лет Европейский Союз финансирует работу консультантов, экспертов из Европы и инвестирует в совместные усилия, направленные на развитие регионального законодательства, поддержку различных организаций и институтов, а также в крупные инвестиционные проекты, такие как строительство приграничных пунктов пропуска. Проекты ЕС способствуют установлению партнерских отношений и созданию системы многочисленных контактов с местными сообществами.Среди реализованных направлений программы сотрудничества ЕС и России – поддержка реформ государственных институтов, правовой и административной сферы, помощь частному сектору в области экономического развития, минимизация социальных последствий переходного периода, обеспечение ядерной безопасности.
ЕС и Россия постепенно переходят к равноправному сотрудничеству с совместным финансированием проектов и обращают особое внимание на сферы общих и взаимовыгодных стратегических интересов.
Программа сотрудничества ЕС и России берет свое начало с Соглашения о партнерстве и сотрудничестве 1997 года.
Позже стратегическое партнерство ЕС и России стало развиваться в рамках четырех общих пространств. Это включает в себя: 1) общее экономическое пространство; 2) общее пространство в сфере свободы, безопасности и правосудия; 3) общее пространство в сфере внешней безопасности;4) общее пространство в сфере образования, науки и культуры.На саммите ЕС-Россия в мае 2005 года стороны приняли «дорожные карты» для четырех общих пространств. В «дорожных картах» зафиксированы общие цели отношений ЕС-Россия и план действий, необходимый для их достижения. Все новые проекты на территории РФ будут решать задачи, закрепленные в дорожных картах.
Приоритетными регионами для сотрудничества ЕС и России являются Северо-запад России и Калининградская область. Направления и задачи совместной проектной работы в этих регионах не ограничиваются четырьмя общими пространствами, и разрабатываются в рамках программы «Северное измерение», охватывающей также здравоохранение, социальную сферу, вопросы экологии и приграничного сотрудничества.
В период с 1994 по 2006 год программа сотрудничества ЕС и России финансировалась через Тасис (программу технического содействия странам СНГ). Российская Федерация получила самый большой объем финансирования проектов по программе Тасис на постсоветском пространстве – около половины всего бюджета программы. С момента запуска программы в 1991 году в 58 регионах России осуществлено свыше 1,500 проектов на общую сумму более 2,7 миллиардов евро.
В дополнение к программе Тасис, Россия также участвовала в многосторонних межгосударственных программах, в числе которых региональная программа и программа сотрудничества с соседними странами. Эти программы включают проекты в области телекоммуникаций, защиты окружающей среды, развития информационной среды, борьбы с преступностью и миграции.
Срок действия Тасис истек в 2006 году. Вместо Тасис с 1 января 2007 года действует новое положение о европейском инструменте соседства и партнерства (ЕИСП). Финансовое сотрудничество, согласно этому документу, будет, как и прежде, заключаться в финансировании проектов. Тем не менее, переход от Тасис и ЕИСП внес некоторые изменения в характер сотрудничества. Стороны будут обеспечивать совместное финансирование и отбирать проекты в соответствии с общими стратегическими интересами. Выбор области сотрудничества теперь будет опираться исключительно на «дорожные карты», выработанные в рамках четырех общих пространств а также в рамках программы «Северное измерение».
Программа сотрудничества ЕС и России уникальна. Во-первых, все предпринимаемые действия – это результат непрерывного диалога между Россией и ЕС, что способствует развитию партнерских отношений и выполнению взаимных обязательств. Во-вторых, ЕС объединяет опыт и знания 27 государств-членов, что делает разработанные им программы намного более совершенными и жизнеспособными по сравнению с теми, в реализации которых участвует всего одно государство. В-третьих, соглашение о партнерстве и сотрудничестве и соглашение о четырех общих пространствах предусматривает тесное взаимодействие с правительственными органами, что усиливает значение и обеспечивает исполнение обязательств обеими сторонами. Финансовая поддержка российским партнерам программы оказывается в форме грантов, а не кредитов. Доля российского финансирования проектов постоянно растет.
Программа сотрудничества ЕС и России стремится создать все условия для того, чтобы эксперты ЕС передавали знания и опыт своим российским партнерам, которые смогут продолжить применение этих знаний в России после окончания проекта.
Программа активно способствует развитию партнерства и сообщества, проведению совместных исследований и образовательных проектов на территории стран ЕС и стран-партнеров. Европейская Комиссия открыта для предложений и рекомендаций: российские государственные органы, неправительственные организации и другие институты могут направлять их местным органам власти или Представительству Европейского Союза в России.

Исторически, культурно, цивилизационно Россия принадлежит к Европе. Ее географическое положение между Европой и Азией в этом плане вторично. Во всех этих отношениях Россия является частью Европы, частью евро-атлантической цивилизации. Ей просто и органично жить, быть на одной волне, вести дела с партнерами, которые все чувствуют, понимают, оценивают одинаково. Причем Россия – не просто часть чего-то. Она сама сформировала евро-атлантическую цивилизацию. Она внесла колоссальный исторический, человеческий, интеллектуальный вклад в ее становление и развитие. Без российского участия представить себе будущее Европы невозможно. Причем, в отличие от других ситуаций, быть частью Европы для России не значит ни в коем случае противопоставлять себя другим мировым игрокам и регионам или отказываться от представлений о децентрализованном мировом устройстве, базирующемся на координации, а не гегемонии.
В соответствии с соглашением Россия и ЕС сотрудничают по целому ряду вызовов, включая изменение климата, наркотрафик и миграцию людей, организованную преступность, противодействие терроризму, нераспространение ядерного оружия и даже мирный процесс на Ближнем Востоке. Соглашение предусматривает весьма ограниченный перечень юридически обязывающих положений по вопросам торговых отношений. За пределами Соглашения Россия и ЕС старались развивать связи в области экономики и охраны окружающей среды; обеспечения свобод, безопасности и правосудия; внешней безопасности; научных исследований.
В долгосрочной перспективе роль ЕС на международной арене будет зависеть от восстановления его экономической мощи, привлекательности европейской модели в целом. Для России же единственно перспективный путь дальнейшего развития – это отход от экспортно-сырьевой экономики с опорой на демократию европейского типа, развитие высоких технологий и ориентация на модернизационные альянсы. При благоприятном сценарии сотрудничество ЕС и России не только позволит сделать Европу самым стабильным и процветающим континентом, но и значительно усилить механизм глобального управления.
Россия и ЕС извлекают выгоды из развитых торговых отношений. Россия является третьим по значимости торговым партнером ЕС и экспортирует в ЕС товары на сумму более 199 млрд. евро. ЕС безусловно является крупнейшим рынком для российских товаров, причем на него приходится примерно половина всего российского экспорта. В частности, Россия – это наиболее важный поставщик в ЕС энергоносителей (более 29 % потребления им нефти и газа). В соответствии с правилами ВТО, требующими полной либерализации торговли между странами-членами этой организации, Россия и ЕС, как ожидается, должны заключить амбициозное торговое соглашение, которое отменило бы импортные пошлины и нетарифные барьеры. Со своей стороны ЕС рассчитывает, что Россия откажется от экспортных ограничений и налогов, например, на энергоносители и металлолом, а также от субсидий по сырьевым материалам – прежде чем может быть заключено любое торговое соглашение. Переговоры идут медленно. ЕС, например, считает, что недавняя инициатива российской стороны о введении пошлины на металлолом для автомобильной промышленности не соответствует духу соглашения о свободной торговле (и присоединения России к ВТО).
Цель курсовой работы провести анализ перспектив и результатов сотрудничества России и ЕС.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!