соотношение права и морали

Цели и задачи

Цель работы – комплексное исследование соотношения права и морали.

Введение и актуальность


Мораль возникла из объективной необходимости регулировать нормы поведения, взаимоотношения людей в человеческом общежитии, согласовывать их действия, поступки для сохранения целостности определенной социальной общности. Нормы морали, установленные в обществе, выражают общие стандарты отношения к поступкам, а также делящие поступки на позитивные и негативные, а разница между нормами морально-нравственными и правовыми сводится лишь к закреплению последних в специальных общеобязательных актах-законах.
Мораль - специфическая форма общественного сознания. Во-первых, она носит универсальный характер. В отличие от других форм сознания (правового, политического и др.), отражающих конкретную сферу бытия, моральные принципы, нормы, традиции применимы во всех сферах жизнедеятельности человека: в быту, политике, труде, учебе, семейных, групповых, международных отношениях и т.д. Во-вторых, моральное регулирование не опирается на силу государства, административные или экономические принуждения. Гарантом действенности моральных норм выступает господствующее общественное мнение, традиции, нравы, привычки. Выполнение моральных требований отдельным человеком контролируется всеми людьми. В-третьих, специфичен оценочно-императивный механизм регулирования моралью общественных отношений. Человек сознательно или бессознательно оценивает всю окружающую его действительность, и эта оценка заставляет его действовать в определенной направленности. Особенностью морали является и то, что она может осуществлять функцию регулирования только тогда, когда нравственные принципы, нормы восприняты человеком как свои личные и когда существует свобода, возможность следовать им в своих действиях.
Моральные отношения представляют собой совокупность конкретных идеально-духовных зависимостей и связей, которые возникают между людьми в процессе их деятельности. Их специфика заключается в том, что эти отношения нельзя выделить в чистом виде, есть лишь сторона (аспект) трудовой, политической и других видов деятельности, отражающая направленность отношений (по критерию добра и зла) человека с другими людьми, с обществом в целом. Моральные отношения оцениваются не только по самим действиям личности (социальной общности), но и по их мотивам, побуждениям, намерениям.
Содержание основных моральных категорий обусловливается общечеловеческими понятиями о нравственности, сущностью господствующих социально-экономических отношений и спецификой ментальности конкретного этноса.
Под воздействием социальных и иных жизненных обстоятельств сложилось множество определений права, которые отражают различные стороны правовой жизни и подходы к ней. С течением времени это понятие претерпевало изменения.
Приведем наиболее приемлемое в теоретическом и практическом плане определение права, согласно которому "право понимается как система общеобязательных, формально определенных норм, обеспечиваемых государством и направленных на регулирование поведения людей в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни". Также следует отметить, что вышеуказанные правовые нормы являются властно-официальным регулятором общественных отношений, издаются или санкционируются государством и охраняются от нарушения возможностью государственного принуждения. Основными признаками права являются:
- государственно-волевой характер; системность и упорядоченность;
- нормативный характер; обязательность и общедоступность; формальная определенность; властно-регулятивный характер.
В настоящее время право вышло на ведущие позиции по сравнению с другими социальными нормами. Ценность права заключается в том, что с его помощью вносится стабильность, согласованность, организованность в общественные отношения. Право гарантирует свободу людей. Право является одним из самых цивилизованных средств социального контроля над поведением людей в обществе. С помощью права формируются гуманистические ценности.
Являясь регуляторами общественных отношений, мораль и право обладают общими и различными свойствами, которые будут изложены далее в виде таблицы (таб. 1).

Заключение и вывод


Современному обществу следует стремиться к достижению основной задачи - созданию высокой правовой и моральной культуры государства в целом и гражданина в отдельности. Следствием выполнения такой задачи станет то, что люди будут ценить права, а не привилегии. Мораль и право призваны служить достижению абсолютного равенства людей, чтобы ни статус, ни национальные и культурные принадлежности, ни количество денег не влияли на справедливое исполнение прав, которые гарантируются человеку с рождения. В вопросах формирования правовой и нравственной культуры личности огромную роль играют социальные институты (семья, школа, само государство). Также одной из главных задач государства является расширение знаний человека о его правах. Ведь, как показывает практика, большинство населения зачастую не знают своих прав.
Нормы морали, а затем нормы права сформировались в обществе в процессе эволюции не случайно. Они были нужны в прежние времена для того, чтобы уберечь общество от внутренних конфликтов. Эти же функции они выполняют и сейчас, развиваясь и прогрессируя вместе с обществом. Мораль и право были, есть и будут неотъемлемыми элементами цивилизованного общества.
Вопрос о соотношении права и морали, о роли нравственности в осуществлении прав и свобод человека и гражданина широко обсуждается в средствах массовой информации, он стал предметом дискуссии на Х Всемирном русском одном соборе, где по инициативе Русской православной церкви была полена проблема несоответствия «западного» понимания прав человека традиционным российским нравственным ценностям.
Смысл морального долга и морального поведения состоит в том, что личность узнает себя в другом, сочувствует другому, солидаризуется с ним, ничего не требуя взамен. Кстати, современные обычаи во многих случаях приобретают моральную окраску, например обычай посещения могил предков, которое каждый нормальный человек считает своим моральным долгом.
Но нормы морали могут регулировать отношения, которые складываются только между людьми, стоящими «по одну сторону баррикады», это отношения братства и солидарности. Как только мы сталкиваемся с конфликтом интересов, мораль оказывается бессильной для его обуздания и введения во взаимоприемлемые рамки.
Не случайно такие запреты, как «не убий», «не укради», сначала получили юридическую санкцию: убийство и кража стали уголовными правонарушениями, а затем уже вошли в число христианских заповедей.
Право, как совокупность общеобязательных правил поведения, обеспеченных принудительной властью, – более позднее дитя человечества. Оно рождено в смутное время ломки всех общественных связей при становлении производительной экономики. Его возникновение связано с тремя основными факторами: появлением частного хозяйства и частной собственности, а вместе с ними и частных интересов, выделивших индивида из коллектива и отделивших его от других индивидов во всем, что определяется словом «мое»; потребностью в новой общественной дисциплине в условиях производственной трудовой деятельности, глубоко чуждой человеку общинного строя; возникновением неравенства между людьми и социальными группами.
Итак, если мораль регулирует отношения солидарности, альтруизма, братства, взаимопомощи между людьми, объединенными общими идеалами, относительно предмета, неисчерпаемого по своему богатству, – добра, то право регулирует отношения, чреватые конфликтом, относительно предмета, имеющегося в ограниченном количестве.
Право и мораль воздействует на поведение человека различными способами. Мораль фиксирует свои предписания в абстрактно-всеобщей форме поощрений, дозволений и запретов, не допуская при этом исключений из правила.
Право не знает, «не понимает» такого акта, как милосердие. Это прерогатива морали как меры добра. И хотя амнистия и помилование оформляются юридическими актами, но только для придания им обязательной силы. Их нормативное содержание является не правовым, а моральным.
Итак, право не может подменить мораль. Даже в тех случаях, когда деяние подлежит осуждению обеими системами норм, каждая из них выносит свой осуждающий вердикт.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ