содержание, понятие, структуру и виды систематизации законодательства | Пример курсовой работы

содержание, понятие, структуру и виды систематизации законодательства

Цель данной работы заключается в том, чтобы на основе обстоятельного анализа научных источников раскрыть содержание, понятие, структуру и виды систематизации законодательства.

Потребность в систематизации, безусловно, актуальна для законодательства Российской Федерации, так как число действующих нормативных актов постоянно растет. Разрабатываются, согласовываются и обсуждаются сотни новых проектов федеральных законов и подзаконных нормативных актов, направленных на их конкретизацию и детализацию. Поэтому, если сейчас не заниматься упорядочением современной нормативной базы, которая увеличивается весьма быстрыми темпами, то в будущем возникнут большие трудности в нахождении и применении норм права.
Работа по приведению в определенную систему законодательной базы страны, является важным государственным делом на нынешнем историческом отрезке ее развития. Своевременная систематизация способствует формированию новой правовой культуры общества, служит средством борьбы с правовым нигилизмом, повышая не только уровень правового сознания граждан, его правовую, а в итоге и общую культуру. Грамотно осуществленная систематизация, позволит сплотить общество, собрать в единое целое социально и географически разделенные слои населения, утвердить новые законодательные нормы, она «скрепляет своей печатью социальное перемирие, заключенное на основе тех ценностей, вокруг которых строится новое общество».
Следовательно, используя устоявшуюся общеюридическую терминологию, следует констатировать, что систематизация представляет собой деятельность по приведению нормативных правовых актов в целостную, согласованную систему, она необходима для обеспечения нормального функционирования всего механизма правового регулирования, то есть всех его элементов, которые могут успешно действовать только в единстве, иными словами в едином процессе.
Характерными чертами отечественного законодательства стали отсутствие системы взаимосвязанных между собой нормативных актов, его громоздкость, дублирование в нормативных актах субъектов Российской Федерации законодательных положений, коллизионность, пробельность, неясность, что способствует его дальнейшему официальному нормативному толкованию, без которого осложняется современное правовое регулирование. В этой связи, обеспечение системности законодательства является одной из основных задач в проведении правовой реформы. Безусловно, в первую очередь оно должно коснуться законодательства в «узком» смысле, то есть системы федеральных конституционных и федеральных законов.
В ходе текущего законотворчества необходимо стремиться к тому, чтобы каждый вновь принимаемый закон был, во-первых, качественен сам по себе, как сточки зрения технико-юридических правил и средств, установленных законодателем, во-вторых, не создавал бы противоречий, в-третьих, был идеален с гносеологической точки зрения. Однако для приведения законодательства страны в порядок этого явно недостаточно. Необходимо приложить максимум усилий, при чем целенаправленных, чтобы устранить все его недостатки, создать удобную, четкую, ясную систему законов, лишенную противоречий и других изъянов. Для этого, как нам видится, нужна политическая воля высшего руководства страны, объективированная в программе действий по систематизации законодательства. Естественно, что главную, ключевую роль в вопросе систематизации законодательства должно сыграть Федеральное Собрание Российской Федерации, ведь законотворчество – его главная функция. А также Министерство юстиции Российской Федерации, стоящее на страже соблюдения законности в российском государстве.
Учитывая важность систематизации, ей посвящено значительное внимание в юридической науке. Впрочем, в теории права отсутствует единодушие относительно многих аспектов этого направления юридической деятельности. Это касается, в частности, такого вопроса, как виды (способы, формы) систематизации, о чем будет сказано далее.
Если подытожить вышесказанное, то следует отметить, что консолидация является самостоятельной формой систематизации, в ходе приведения которой происходит объединение нормативно-юридических актов, имеющих общий предмет регулирования путем официального принятия в установленном порядке нового нормативно-юридического акта при незначительном изменении содержания актов, консолидируются с целью устранения повторов, противоречий и тому подобное.
Таким образом, учет и инкорпорация являются разновидностями внешней систематизации (и исключительно систематизации), в то время как консолидация и кодификация содержат в себе элементы правотворчества, оставаясь вместе с тем особыми видами систематизации законодательства.
Мы вполне сознательно уделили повышенное внимание кодификации как наиболее совершенной форме систематизации, которая непосредственно связана с системой права, хотя полностью не совпадает с ней. Система права является основанием для логической обработки и размещения законодательного материала в необходимом юридической практике порядке. Впрочем, кодификация может проводиться и на основе субъективно избранного законодателем критерия, который не всегда совпадает с существующими отраслями и институтами права. Вследствие этого появляются комплексные акты, объединяющие нормы нескольких отраслей (например, Воздушный кодекс Российской Федерации). Творческий, самостоятельный характер систематизации наиболее ярко проявляется именно в кодификации. 
Решение проблем ликвидации множественности нормативных актов, создание систематизированных блоков законодательства приобретает определенную глобальность, а одним из действенных путей преодоления такой множественности и неупорядоченности правовой информации собственно и становится систематизация законодательства. Кроме того, диверсификация правовой информации и инновационных процессов в нормотворческом обеспечении любых общественных отношений, расширении и реализации специализированных знаний обусловливает необходимость профессионального решения вопросов построения эффективного правового порядка в инфокоммуникацийном обществе через структурно-аналитико-синтетической обработки, учета правовой информации и законодательных инициатив; б) ускорение консолидации как одного из известных способов систематизации и приемов объединения документов; в) устранение множественности нормативно-правовых предписаний, противоречий, дублирований и т. п для построения эффективной системы права; г) сведение в одно целое всех действующих нормативных положений, регулирующих конкретный вопрос или отрасль права; д) унификацию НПА и законодательства; е) создание в системе источников права объемных качественно-структурированных нормативно-правовых массивов как баз знаний и контенуальних сетей по предмету правового регулирования на региональном и национальном уровнях.
Цель данной работы заключается в том, чтобы на основе обстоятельного анализа научных источников раскрыть содержание, понятие, структуру и виды систематизации законодательства.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!