содержание деятельности педагога по использованию сюжетно-ролевых игр в развитии детей дошкольного возраста | Пример курсовой работы

содержание деятельности педагога по использованию сюжетно-ролевых игр в развитии детей дошкольного возраста

цель исследования: на основе изучения особенностей формирования игровой деятельности у детей дошкольного возраста определить содержание деятельности педагога по использованию сюжетно-ролевых игр в развитии детей дошкольного возраста.

Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) и педагогов (Р.И.Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко). Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.
Таким образом, цель исследования: на основе изучения особенностей формирования игровой деятельности у детей дошкольного возраста определить содержание деятельности педагога по использованию сюжетно-ролевых игр в развитии детей дошкольного возраста.
Объект нашего исследования: особенности сюжетно-ролевой игры как разновидности творческой игры детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: методика руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью и предметом исследования нами решались следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2) рассмотреть особенности сюжетно-ролевой игры детей раннего и дошкольного возраста;
3) проанализировать содержание работы педагога по использованию сюжетно-ролевых игр в развитии детей дошкольного возраста.
Методы исследования: метод анализа литературы, сравнения и обобщения.
Таким образом, нами определена деятельность педагога по использованию сюжетно-ролевых игр в развитии детей дошкольного возраста.
1) Особенно сложна роль педагога в ходе развития сюжета игры. Во время подготовки к ней, когда дети еще не вошли в свои роли, когда сюжет игры только намечается, педагог с уважением относится к замыслу участников, может давать им советы, руководить их поведением, как взрослый детьми.
2) Следовательно, руководя игрой, педагог всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Из приемов руководства сюжетно-ролевой игрой следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве успешно развивается игровое творчество.
Таким образом, методические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры детей сводятся к следующему:
– Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.
– Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.
– Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.
– Следовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию речи, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих детей.
– Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.
– В режиме детского дня для сюжетно-ролевых игр должно отводиться определенное, соответствующее их значению время. Педагоги должны овладеть методикой организации сюжетно-ролевых игр, прежде всего в интересах развития детей.
По итогам работы можно сделать следующие выводы, что руководство сюжетно-ролевыми играми осуществляется в двух направлениях:
– формирование игры как деятельности, которая предполагает, влияние педагога на расширение тематики сюжетно-ролевых игр, углубление их содержания, способствует овладению детьми ролевым поведением;
– использование игры как средства воспитания ребенка, становления детского коллектива.
Следовательно, цель нашей работы достигнута, задачи решены.
Игры детей дошкольного возраста отличаются богатством сюжетов и содержания. Дети отражают в играх быт семьи, домашний труд, праздники, развлечения, также жизнь детского сада – труд воспитателя, медсестры, врача, повара, жизнь самих детей – занятия, прогулки, праздники. Дети старшего дошкольного возраста изображают разнообразный труд взрослых, который они наблюдают; за предметами в детском саду; труд шофера, монтёра, рабочего на заводе, моряков и т.д.
В сюжетно-ролевой игре, как во всякой деятельности детей, педагогу принадлежит ведущая роль. В игре взрослые многому учат детей, формируют их моральные качества. Однако попытки обучать детей намеченному педагогом сюжету игры, разыгрывание роли по показу приводит к скучному шаблону, подавляют воображение детей, лишают игру ее педагогического значения.
Самое сложное и важное – обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить распределять роли, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи как ко всему коллективу и к отдельным детям.
Педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми осуществляется в двух направлениях:
– формирование сюжетно-ролевой игры как деятельности;
– использование сюжетно-ролевой игры как средства воспитания ребенка, становления детского коллектива.
Формирование сюжетно-ролевой игры как деятельности предполагает, что педагог влияет на расширение тематики сюжетно-ролевых игр, углубление их содержания, способствует овладению детьми ролевым играм.
Таким образом, на основе анализа научно-методической литературы, посвященной сюжетно-ролевой игре, можно сделать следующие выводы:
истоками игры является моделирование недоступной для ребенка деятельности взрослого;
игры создавались с целью подготовки подрастающего поколения к жизни, к труду;
игры возникли с целью проверки готовности к жизни (обряд инициации);
игры создавались с целью развития и совершенствования основных видов движения.
Таким образом, методические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры детей сводятся к следующему:
– Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.
– Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.
– Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.
– Следовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию речи, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих детей.
– Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.
– В режиме детского дня для сюжетно-ролевых игр должно отводиться определенное, соответствующее их значению время. Педагоги должны овладеть методикой организации сюжетно-ролевых игр, прежде всего в интересах развития детей
цель исследования: на основе изучения особенностей формирования игровой деятельности у детей дошкольного возраста определить содержание деятельности педагога по использованию сюжетно-ролевых игр в развитии детей дошкольного возраста.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!