Социальные выплаты | Пример курсовой работы

Социальные выплаты

Целью курсовой работы является исследование выплат, как вида социального обеспечения в Российской Федерации.

Что касается возможного выделения в качестве относительно самостоятельного процедурного института назначения пособий, то в настоящий период, связанный с постоянной реформацией законодательства в этой области и значительной специализацией, различием порядка назначения многочисленных видов и подвидов социальных выплат достаточно сложно обеспечить структурное единство такого элемента в рамках генерального института выплат. Именно поэтому процедурные нормы, связанные с порядком обращения за выплатами и их назначения, будут рассматриваться нами в дальнейшем как неотъемлемая часть каждого из названных институтов.

1.2. Региональные особенности назначения социальных выплат

В современных условиях социальная поддержка населения играет особую роль. Ввиду внешних и внутренних социально-экономических факторов растет количество граждан так называемой незащищенной категории населения, поэтому органам власти необходимо усиливать различные меры, инструменты и механизмы социальной поддержки таких граждан. При этом социальная поддержка граждан – это важнейшая конституционная обязанность государства.
Социальные выплаты населению на региональном уровне, с точки зрения некоторых экономистов, должны базироваться на следующих принципах [1, с. 88-89]:
– социальная справедливость – объем предоставляемых социальных выплат должен зависеть от социального статуса, материального положения, уровня жизни и т.д.;
– социальное партнерство и солидарность всех слоев населения – следует стимулировать развитие механизмов социальных выплат незащищенных слоев населения более обеспеченными категориями граждан через инструменты спонсорства и меценатства, благотворительности;
– индивидуальная ответственность за свое материальное положение (самозащита населения) – развитие финансовой грамотности населения с точки зрения формирования личного финансового резерва, своего рода финансовой «подушки безопасности».
На федеральном уровне можно выделить следующие основные проблемы социальной поддержки населения [21]:
– недостаточность бюджетных средств для предоставления социальной помощи населению;
– несбалансированность бюджетов бюджетной системы, что приводит к отсутствию финансовых возможностей осуществления социальных пособий населению;
– несовершенство нормативной правовой базы в сфере предоставления социальных выплат населению;
– высокий уровень инфляции и низкие темпы роста ВВП, которые в совокупности нивелируют и негативно влияют на любые действия органов власти в сфере социальной поддержки населения;
– неравномерное развитие отдельных инструментов предоставления социальных выплат населению – программный бюджет как основной инструмент осуществления расходов на современном этапе только начинает в полной, комплексной мере устанавливаться в российской практике;
На региональном уровне, к примеру, в Свердловской области, можно выделить следующие проблемы социальной поддержки населения региональными органами власти:
– несбалансированность бюджета Свердловской области, что оказывает отрицательное воздействие на потенциал и возможности социальной обеспеченности населения;
– низкий уровень бюджетной обеспеченности большинства муниципальных образований Свердловской области, что указывает на отсутствие финансовых возможностей для социальной поддержки населения;
– непроработанная нормативная правовая база в сфере социальной обеспеченности населения;
– узкая отраслевая специализация (монопрофильность) отдельных государственных образований области, что негативно влияет на уровень жизни населения;
Несмотря на существующие проблемы, на ближайшую перспективу определены следующие направления совершенствования социальной обеспеченности [21]:
• расширение стандартных и имущественных налоговых вычетов по НДФЛ (на детей-инвалидов, на отдельные категории имущества и т.д.);
• дальнейшее развитие системы налоговых каникул для отдельных ИП; продление программы материнского капитала (как минимум на два года);
• четкая реализация справедливого принципа оказания социальной помощи населению, когда ее получают те, кто в ней действительно нуждается (следует особо учитывать индивидуальные потребности людей с ограниченными возможностями, особое внимание уделить вопросам их профессиональной подготовки и трудоустройства инвалидов) [16, с.83-85].
В Свердловской области поставлены следующие приоритеты социальных выплат населению на ближайшую перспективу:
– дальнейшее развитие программы «регионального» материнского капитала;
– дальнейшее развитие системы налоговых льгот для ИП;
– обеспечение сбалансированности областного бюджета и местных бюджетов на территории региона, поддержание устойчивого уровня долговой нагрузки с целью формирования финансовой базы для социальных пособий населению;
– максимальное исполнение социальных обязательств перед населением.
Таким образом, социальное обеспечение населения играет особую роль на федеральном и региональном уровнях. Основная форма социальной поддержки населения – это различные формы трансфертов из бюджетов. И в РФ, и в Свердловской области существует комплекс проблем, которые негативно влияют на возможности социальной поддержки населения. Однако, несмотря на это, и на федеральном, и на региональном уровне разрабатываются направления совершенствования политики социальной поддержки населения, часть из которых уже вполне успешно начинает реализовываться.
Система государственных выплат в России за последние годы перетерпела существенные изменения, обусловленные социально-экономическими преобразованиями в стране, приведшим к глубоким переменам во всех сферах общественной жизни – в экономике, политике, социальной структуре общества.
В результате проведенного исследования было определено понятие государственных выплат как вида социального обеспечения, их классификация и общая характеристика видов государственных пособий.
В отличие от пенсий – постоянного и основного источника средств к существованию – социальные выплаты, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащей дополнением к основному источнику средств к существованию.
Подводя итог можно сказать, что социальные выплаты классифицируются следующим образом: по целевому назначению: выплаты, компенсирующие заработок, выплаты, которые выплачиваются с целью предоставления дополнительной материальной помощи, выплаты, выплачиваемые на период отсутствия заработка или иного дохода; по продолжительности выплаты: единовременные выплаты, ежемесячные выплаты, периодические пособия; в зависимости от источника средств, за счет которых выдаются пособия: выплачиваемые за счет средств централизированных внебюджетных Фондов социального страхования РФ, выплачиваемые за счет средств Пенсионного фонда РФ, выплачиваемые за счет средств бюджетов всех уровней; по родам социального обеспечения: выплаты по обязательному социальному страхованию, выплаты по государственной социальной помощи. В зависимости от контингента граждан-получателей: выплаты для работающих и выплаты как для работающих, так и для тех, кто не имеет заработка.
В ходе проведенного исследования выявлены следующие проблемы в российском законодательстве о пособиях.
Первой проблемой является недостаточность размера пособий, подлежащих выплате государством и иными уполномоченными на выплату органами гражданину. Размер выплат не соответствует целевому назначению и недостаточен для удовлетворения тех или иных потребностей.
Так, второй проблемой является существенный дефект регионального законодательства – отсутствие единообразной трактовки категорий, определяющих статус субъектов-получателей социального обеспечения, что порождает разный уровень социальной защищенности семей, проживающих в разных регионах Российской Федерации. Устранение расхождений между базовыми понятиями в законодательстве о социальном обеспечении семей с детьми чрезвычайно важно, учитывая отнесение этой сферы законотворческой деятельности к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Для решения первой проблемы считаю возможным разработать нормативно-правовой акт, регулирующий фонд выделения денежных средств за счет регионального и федерального бюджетов.
Для решения второй проблемы считаю необходимым создать единообразную трактовку категорий, определяющих статус субъектов-получателей социального обеспечения.
Подводя итоги можно сделать вывод о том, что нужно обратить внимание на нормативно-правовое регулирование социальных выплат в Российской Федерации, привлечь как можно больше граждан Российской Федерации, в том числе студентов, педагогов и законодателей к выявлению проблем в этой области, а, следовательно, и к путям решения данных недостатков.
Целью курсовой работы является исследование выплат, как вида социального обеспечения в Российской Федерации.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!