социальную политику государства в национальной экономике

Цели и задачи

Цель исследования – проанализировать социальную политику государства в национальной экономике.

Введение и актуальность


Система нормативно-правового регулирования социальной политики представлена различными видами нормативно-правовых актов и является одним из способов управления и институционализации социальной сферы. Существенное место среди них занимают социальные стандарты. Закон Российской Федерации «О стандартизации», определяет стандартизацию как деятельность по установлению требований, обеспечивающих государственную защиту интересов граждан и государства посредством применения соответствующих нормативных документов. Стандартизация социальных услуг – деятельность по установлению основных требований к объектам стандартизации, объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 7692 ввел нормативы обеспечения населения услугами в сфере культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, массовой информации.
Распоряжением Правительства РФ от 3 июля 1996 г. №1063-р3 введены социальные нормативы обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры: учреждениями здравоохранения, образования, культуры и т.д. Федеральные законы №82-ФЗ от 19 июня 2000 г. и №134-ФЗ от 24 октября 1997 г. ввели минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум. Все эти нормы отчасти фрагментарны и существуют вне какой-либо системы. Необходимо стандартизировать отдельным федеральным законом не отдельные моменты, а нормальный уровень жизни россиянина в целом. Законопроект «О государственных минимальных социальных стандартах» в 2003 году прошёл первое чтение в Государственной Думе, но получил отрицательное заключение Президента и Правительства РФ в силу затратности и недостаточной проработанности. 1 Закон РФ от 10.06.1993 № 5154-1 (ред. от 10.01.2003) «О стандартизации». 2 Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 769 «Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов». 3 Распоряжение Правительства РФ от 19.10.1999 № 1683-р «О методике определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах социальной инфраструктуры». 4 Федеральный закон от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и Федеральный закон от 24 октября 1997 г. №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». В ноябре 2005 года Минэкономразвития РФ объявило о разработке новой концепции о государственных минимальных социальных стандартах с пересмотром прежних норм и введением новых в области образования, здравоохранения, культуры и социального обслуживания. Прецеденты установления региональных социальных стандартов уже существуют в ряде регионов России, в частности, в Республике Татарстан, Башкортостане, Ямало-Ненецком автономном округе. В то же время в депрессивных, отсталых регионах России выполнение минимальных социальных стандартов в полном объеме, вероятно, будет затруднительно.

Заключение и вывод

В данный момент социальную политику России нельзя назвать благополучной.  Об этом свидетельствуют статистические данные.
В России расходная статья бюджета «социальная политика» не включает в себя такие важные направления социальной политики, как образование, здравоохранение, борьбу с бедностью, жилищную политику, молодежную политику.
В США расходы на  социальную  политику включают в себя образование и труд, здравоохранение, материальное обеспечение граждан, социальную защиту. 
В Европе также как и в США социальная политика включает в себя образование, здравоохранение, вопросы труда и трудоустройства, пенсии, социальное страхование.
В России социальная политика ограничивается лишь социальной защитой. Реформы, проводимые в последнее время, ведут не к развитию общества, не к улучшению условий жизни и труда, а приводят лишь к ухудшению результатов и возрастающему напряжению в обществе, о чем свидетельствуют и выступления врачей и учителей, и недовольство жилищно-коммунальной политикой, трудности с приобретением жилья, материальные трудности у семей с детьми. Это связано с тем, что в России игнорируют и не учитывают российскую специфику (менталитет населения, тяжелый исторический опыт, различия регионов по условиям жизни, климатические и природные условия, обширные территории).
Размывание социальной политики в России является причиной неэффективности социальной политики. В том случае, когда это сочетается с отсутствием ценностного подхода в программах социального развития (в основе которого лежат интересы народа) и, как следствие, декларативностью поставленных целей - это может повлечь за собой дальнейшую деградацию социальной сферы, а в конечном итоге – возможный социальный взрыв.
Та социальная политика, которая сейчас проводится в России, должна быть изменена, так как ведет страну в обратном от успешности направлении. И более того – в том виде, в котором она реализуется сейчас, она может привести к неспособности России существовать, так как негативные влияния оказываются непосредственно на самый главный составляющий элемент государства как такового – народ, население страны.
Основная задача реформы пенсионного обеспечения заключается в необходимости перейти от распределительной государственной пенсионной системы к смешанной, распределительно-накопительной. Таким образом, в определенной мере распределительная система будет сохранена, но она будет дополнена добровольным пенсионным обеспечением граждан через негосударственные пенсионные фонды.
Следующая реформа касается медицинского страхования.
Основная цель данной реформы заключается в необходимости
Гарантии предоставление жизненно важных медицинских услуг всему населению за счет страхования;
Сдерживание роста затрат на здравоохранение
Реформа в образовательной сфере связана главным образом с внедрением института бакалавриата и магистратуры по аналогии с классическим образованием в западных странах и связанное с этим качества образования в России.
В заключении хотелось бы добавить, что не смотря на сложности в системе реформирования, в целом можно отметить, что во многих сферах социального обеспечения заметны значительные улучшения. Несмотря на то, что порой кажется, что Правительство РФ бездействует и отнсится равнодушно к проблемам граждан, все-таки можно сказать, что социально-экономические условия жизни изменились в положительную сторону.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ