социально-психологические особенности адаптации мигрантов | Пример курсовой работы

социально-психологические особенности адаптации мигрантов

Цель работы: изучить социально-психологические особенности адаптации мигрантов.

Традиционно адаптация рассматривается как процесс и как результат. При рассмотрении адаптации как процесса выделяют его временные характеристики, стадии адаптации, рассматривают их протяженность. В рамках этого направления происходит выявление основных элементов адаптационного процесса, связанных в единую логическую и временную последовательность [22].
По мнению Г.Д. Волкова и Н.Б. Оконской процесс адаптации можно обозначить термином адаптирование, состояние организма в результате успешного осуществления этого процесса – адаптированность, а различия в состоянии организма до начала и после завершения процесса адаптации – адаптивный эффект, необходимо отметить, что следует различать адаптацию, как процесс, и адаптированность, как результат адаптации [5].
Согласно М.М. Безруких, процесс адаптации можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.
Первый этап – ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.
Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижается, бурная реакция начинает затихать.
Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму здоровья [22].
Адаптация происходит к ситуациям, вызывающим стрессовую реакцию организма, а потому она связана с понятиями стресса и стрессосовладающего поведения.
Общим показателем адаптированности является отсутствие признаков дезадаптации. Дезадаптация – это не уменьшенная, а искаженная адаптация, связанная с нарушением механизма функционирования адаптационного процесса. Дезадаптация – поведение формирующейся личности, неадекватное нормам и требованиям ближайшего окружения, выполняющего функции институтов социализации. Следствием дезадаптации являются различные формы асоциальной активности – наркомания, алкоголизм, психическая напряженность [30].
Следует также сказать, что адаптация соотносима с процессом социализации. На первый взгляд, эти понятия вообще трудно различимы, почти синонимы. Например, сказанное в отношении социализации, что это, с одной стороны, «усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны … процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду», может быть отнесено и к процессу адаптации. И усвоение социального опыта, и воспроизводство системы социальных связей индивидом присутствуют в процессе адаптации. Но отождествлять данные понятия нельзя. Тогда возникает вопрос: на основании какого критерия их различать? Путь к решению этого вопроса один: под адаптацией понимать метод, способ, каким осуществляется социализация, развитие личности и ее воспитание. Более того, социализация только и может реализоваться через адаптацию личности к социальному окружению. Социализация меняется в зависимости от содержания ее этапов, от целей и задач, стоящих перед ней, но основной (и, может быть, единственный) метод, каким она осуществляется, остается неизменным – это адаптация [15].
Значит, адаптация, кроме того, будет обозначать метод, способ удвоения индивидом социального опыта и активного воспроизводства системы социальных связей. При чрезвычайном разнообразии усваиваемого социального опыта не меняется способ его усвоения, основной принцип, делающий вообще возможным это усвоение. Именно путем адаптации в процессе социализации вырабатываются наиболее ценные признаки и свойства учащегося, которые дают возможность правильно жить, работать, учиться, отдыхать в новой для него обстановке.
Проблема миграции является предметом многочисленных научных исследований на протяжении XIX–XXI вв. Мировые тенденции к глобализации, международному сотрудничеству и интеграции приводят к беспрецедентному столкновению разных культур в границах одной страны, города, школы и даже семьи, актуализируя национальное самосознание носителей этих культур. Результатом этих глобальных процессов являются такие феномены, как массовая миграция, смешанные браки; потеря, размытость или неактуальность этнической идентичности, с одной стороны, и ксенофобия, этноцентризм – с другой.
В современных условиях проблема социально- психологической адаптации мигрантов требует решения и стоит на одном из первых мест по значимости во многих цивилизованных странах, в том числе и России. Решая проблему мигрантов, Россия отдает приоритет стратегии интеграции, предлагая мирное сосуществование в рамках одного государства разных народов, сохраняющих свою культуру и самосознание. Перед социальными институтами государство поставило задачу максимального включения и содействия в решении данной проблемы.
При этом психологи прежде всего решают задачу социально – психологической адаптации мигрантов – их безболезненного и эффективного вхождения в российский социум и культуру, усвоения ценностей и норм, позволяющих им быть полноценным членом определенной социальной группы.
Социально- психологическая адаптация мигрантов предполагает гармоничное развитие личности при интериоризации социальных и культурных норм. Адаптированная личность отличается в первую очередь психологическим здоровьем, включающим эмоциональное благополучие, гармоничность и сбалансированность Я-концепции, адекватную самооценку, принятие себя и других, принятие ответственности за свою жизнь (внутренний локус контроля). Адаптированную личность также характеризует достаточно высокий уровень стрессоустойчивости и социального интеллекта – развитых коммуникативной и конфликтной компетентностей.
Исследование особенностей адаптации мигрантов показало, что мигранты из Украины превышают мигрантов из стран Азии и Кавказа по основным показателям социально-психологической адаптации. Соответственно, именно мигрантам из стран Азии и Кавказа необходимо уделять больше внимания при организации психологической коррекции дезадаптации и психологического сопровождения адаптации.
Цель работы: изучить социально-психологические особенности адаптации мигрантов.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!