Социальная стратификация в студенческой среде

Цели и задачи

Цель данной работы – рассмотреть особенности социальной стратификации и социальной мобильности в студенческой среде современного общества.

Введение и актуальность


Члены одного класса имеют сходные социальные шансы, но социальные шансы различны в каждом обществе. Она включает в себя шансы на выживание и хорошее физическое и психическое здоровье, возможности для получения образования, шансы на получение правосудия, супружеский конфликт, раздельное проживание и развод и т.д.
Стиль жизни обозначает стиль жизни, который является отличительным признаком определенного социального статуса. Стиль жизни включает в себя такие вопросы, как жилые районы в каждой общине, которые имеют градации престижности-рейтинг, способ жилья, средства отдыха, виды одежды, виды книг, телевизионные шоу, которым вы подвергаетесь и так далее. Стиль жизни можно рассматривать как субкультуру, в которой один слой отличается от другого в рамках работы общей для всех культуры.

1.2. Виды социальной стратификации студенческой молодежи

При описании явления стартового неравенства в студенческой среде подчеркивается специфика данной формы социального неравенства, которая заключается в том, что она характерна для особой социальной группы – студенчества, а кроме того она наиболее ярко проявляется в определенный период, охватывающий поступление в вуз и обучение студентов в вузе. Однако ее ключевые предпосылки формируются задолго до поступления в вуз и прежде всего в период школьного обучения. Тем самым, описанная форма социального неравенства является результатом накопления влияния различных параметров на протяжении всей цепочки изменения статусов индивида в рамках системы образования: «школьник – абитуриент – студент».
Таким образом, стартовое неравенство в студенческой среде, находящееся в центре изучения данного диссертационного исследования, определяется как социальное явление, которое проявляется в том, что индивиды обладают неравными возможностями при поступлении и обучении в вузе, обусловленное разницей в уровне знаний и навыков, способностях, социальном происхождении и прочих параметрах.
После поступления данный вид неравенства, очевидно, сохраняет частично свое влияние в период обучения в высшей школе. В качестве ключевого индикатора такого влияния выступает успешность обучения. Успешность обучения является основной характеристикой, отражающей результативность деятельности студентов, которая охватывает не только академическую успеваемость студентов, но и их участие в научно-исследовательской деятельности, а также общественной жизни вуза.
Существует концептуальная модель стартового неравенства студенчества, разработанная автором на основе ресурсного подхода. В ней представлено развернутое понятие ресурса, а также систематизированы основные виды ресурсов, обуславливающие стартовое неравенство в студенческой среде. Модель носит дескриптивный характер. Конструирование данной модели осуществлялось с учетом различных концепций, входящих в ресурсный подход (прежде всего перечня, предложенного В.В. Радаевым), а также с учетом ранее приведенного обзора зарубежных и отечественных исследований в области неравенства учащихся. При этом каждый из видов ресурсов был конкретизирован через систему эмпирических референтов с целью их последующей проверки на практике.
Виды ресурсов и их эмпирические референты, лежащие в основе данной концептуальной модели стартового неравенства, представлены в таблице 1.1.

Заключение и вывод

Социальная стратификация - это термин, используемый в социальных науках для описания относительного социального положения людей в данной социальной группе, категории, географическом регионе или другой социальной единице.
Он происходит от латинского strātum (множественное число слоев; параллельные, горизонтальные слои), относящегося к данной категоризации общества его людей в рейтинге социально-экономических уровней на основе таких факторов, как богатство, доход, социальный статус, род занятий и власть.
В современных обществах стратификация часто широко классифицируется на три основных подразделения социального класса: высший класс, средний класс и нижний класс. Каждый из этих классов может быть далее разделен на более мелкие классы (например, "верхняя середина"). Социальные слои также могут быть очерчены на основе родственных связей или кастовых отношений.
Понятие социальной стратификации часто используется и интерпретируется по-разному в рамках конкретных теорий. В социологии, например, сторонники теории действия предположили, что социальная стратификация обычно встречается в развитых обществах, где иерархия доминирования может быть необходима для поддержания социального порядка и обеспечения стабильной социальной структуры. Так называемые конфликтные теории, такие как марксизм, указывают на недоступность ресурсов и отсутствие социальной мобильности встречается в стратифицированных обществах.
Многие социологи-теоретики критиковали тот факт, что рабочий класс часто не может развиваться социально-экономически, в то время как богатые склонны удерживать политическую власть, которую они используют для эксплуатации пролетариата (рабочего класса). 
Американский социолог Талькотт Парсонс утверждал, что стабильность и социальный порядок регулируются, в частности, общечеловеческими ценностями. Такие ценности не тождественны "консенсусу", но действительно могут послужить толчком к социальному конфликту, как это неоднократно происходило на протяжении истории. 
Парсонс никогда не утверждал, что универсальные ценности сами по себе "удовлетворяют" функциональные предпосылки общества. Действительно, Конституция общества представляет собой гораздо более сложную кодификацию возникающих исторических факторов. Теоретики, такие как Ральф Дахрендорф с другой стороны, обратили внимание на тенденцию к увеличению среднего класса в современных западных обществах из-за необходимости образованной рабочей силы в технологических экономиках. Различные социальные и политические аспекты глобализации, такие как теория зависимости, и предполагают, что эти последствия обусловлены изменением статуса трудящихся в странах третьего мира.
В основе социального расслоения лежат четыре принципа. 
Во-первых, социальная стратификация социально определяется как свойство общества, а не индивидов в этом обществе. 
Во-вторых, социальное расслоение воспроизводится из поколения в поколение. 
В-третьих, социальная стратификация универсальна (встречается в каждом обществе), но изменчива (различается во времени и месте). 
В-четвертых, социальная стратификация предполагает не только количественное неравенство, но и качественные представления и установки о социальном статусе.
Хотя стратификация не ограничивается сложными обществами, все сложные общества проявляют черты стратификации. В любом сложном обществе общий запас ценных благ распределяется неравномерно, причем наиболее привилегированные индивиды и семьи получают непропорционально большую долю доходов, власти и других ценных социальных ресурсов. 
Термин "стратификационная система" иногда используется для обозначения сложных социальных отношений и социальных структур что порождает эти наблюдаемые неравенства. Основными компонентами таких систем являются социально-организационные процессы, которые определяют определенные виды товара, как ценные, правила распределения, которые распределяют товары и ресурсы через различные позиции в разделении труда (например, врача, фермера, домохозяйка), и процессы социальной мобильности, которые связывают людей на должности и, тем самым, создать неравный контроль над ценными ресурсами.
Социальная мобильность - это движение индивидов, социальных групп или категорий людей между слоями или стратами внутри стратификационной системы. Это движение может быть внутригенерационным (в пределах одного поколения) или межпоколенческим (между двумя или более поколениями). Такая мобильность иногда используется для классификации различных систем социальной стратификации. Открытые системы стратификации-это те, которые обеспечивают мобильность между слоями, как правило, путем размещения значения на достигнутом статусе характеристики отдельных лиц. Наиболее открытыми и податливыми системами стратификации считаются те общества, которые имеют самый высокий уровень внутригенерационной мобильности. Те системы, в которых практически отсутствует подвижность, даже на межпоколенческой основе, считаются замкнутыми стратификационными системами. Например, в кастовых системах приписываются все аспекты социального статуса, так что социальное положение человека при рождении сохраняется на протяжении всей его жизни.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ