Социальная работа в системе культурно досуговой деятельности | Пример курсовой работы

Социальная работа в системе культурно досуговой деятельности

Цель данной работы – проанализировать социальную работу в системе культурно-досуговой деятельности.

Следует отметить, что в культурно-досуговых мероприятиях используются родовые методы, которые включают в себя метод театрализации, метод иллюстрирования и метод игры. Целью данных методов является донесение информации до аудитории, а также достижение эмоционального восприятия действия и включение в него зрителя [10, с. 433].
Метод театрализации заключается в использовании в досуговых мероприятиях приемов драматургии.
Сущность метода иллюстрации заключается в показе в какой-либо форме содержания информационного материала досуговой программы. Применение данного вида методов дает возможность информации стать зримой.
Метод игры служит способом активизации аудитории.
Культурно-досуговая деятельность является специфической активностью людей во время досуга, которая направленная на формирование, воспроизведение, увеличение, передачу культурных ценностей.
Рекреационный эффект, полученный от культурно досуговой деятельности – эффект, который проявляется в чувстве бодрости и удовлетворения от проведенного отдыха в результате физиологического и психологического оздоровления, достижения душевного равновесия.
Таким образом, можно сделать вывод, что частой формой досуга служат праздничные мероприятия, которые рассчитаны как на массовую аудиторию, например, Новый год, проводы зимы, балы, карнавалы, танцевальные вечера, так и на более узкую, вечера отдыха и т. д. Наиболее популярны и развлекательно-образовательные формы досуга, такие как конкурсы, интеллектуальные игры, викторины, а также экскурсии. Данные формы позволяют аудитории в игровой форме повышать свой интеллектуальный уровень.
Итак, было выявлено, что культурно-досуговая деятельность определяется как специфическая активность людей во время досуга. Форму активности, чаще всего, определяет сам человек, в зависимости от своих предпочтений, возможностей, а также уровня культурного развития.
Субъектами культурно-досуговой деятельности считается аудитория досуговых мероприятий.
Объектом культурно-досуговой деятельности являются специализированные государственные (коммерческие) учреждения культуры национального, регионального или местного масштаба, например, музеи, библиотеки, филармонии и т. д. и т. п.
Различают две формы организации досуга:
– общественную форму,
– индивидуально-личностную форму.
Главными задачами культурно досуговой деятельности служит удовлетворение культурных потребностей людей, возвышение их и расширение их диапазона.
В результате изучения научной и учебной литературы по данной проблеме, мы пришли к выводу, что цель данной работы достигнута, поставленные задачи решены, что позволяет нам сделать ряд выводов.
Изучено понятие социально-культурной деятельности, которое обозначает процесс реализации социальной активности человека или группы людей с помощью выявления, сохранения и создания культурных ценностей путём занятия разными видами творчества и деятельность, которые направлены на саморазвитие, самореализацию и самосознание личности и группы в области досуга.
Выявлено, что социально-культурная деятельность играет одну из основополагающих ролей в практической деятельности учреждений социальной и культурной сферы. Понятие «социально-культурная деятельность» формируется из двух понятий: социально-культурная деятельность и культурная деятельность.
Установлено, что главным государственным документом, на который основывается вся социально-культурная деятельность, служит Закон о культуре 1992 года «Социально-культурная деятельность и деятельность культурно-досуговых учреждений». Она организуется и регулируется в правовом отношении «Основами законодательства Российской Федерации о культуре» от 1992 года. Основной задачей организации досуга служит удовлетворение духовных потребностей личности в области досуга. Данная задача служит главенствующей в деятельности разных культурно-досуговых организаций. Социальная деятельность изначально направлена на поддержание человека в обществе.
Изучены функции и принципы СДК, которые заключаются в следующем. Основными функциями являются:
– развивающая,
– коммуникативная,
– гедонистическая,
– катарсическая,
– специфическая,
– информационно-просветительная,
– культурно-творческая.
Принципы социальнокультурной деятельности подразделяются на две группы.
Общепедагогические:
– доступность;
– комплексность;
– преемственность;
– последовательность;
– целенаправленность;
– массовость.
– дифференцированный подход, учёт индивидуальных особенностей человека.
Специфические:
– учёт интересов и особенностей аудитории;
– опора на инициативность и самодеятельность масс.
Планомерное следование принципам сделают работу в рамках социально-культурной более интересной и качественной, что позволяет проводить работу по удовлетворению духовных потребностей человека.
Установлено, что важной ролевой функцией, одним из показателей совершенствования профессиональной направленности, является инновационная деятельность, или реформаторство. Изучение особенностей формирования культуры досуга молодежи и анализ деятельности социально-культурных центров подтверждает, что в культурно-досуговой сфере, которая служит доминирующим элементом молодежной культуры, существуют значительные социально-культурные и социально-педагогические ресурсы в формировании гражданских, личностных качеств молодежи. Социально-культурная ценность досуговой деятельности в большей мере зависит от способности личности молодого человека саморегулировать ее. Важными ролевыми функциями на практике являются:
– инновационная деятельность, или реформаторство,
– посредничество,
– взаимодействие,
– лидерство.
Установлено, что цель молодежной политики в культурной столице нашей родины Санкт-Петербурге определяется необходимостью формированию условий для вовлечения молодежи в социально-экономическую и культурную жизнь общества, а также реализации творческих возможностей молодежи в интересах общества, а также содействие социальному, культурному, духовно-нравственному и физическому развитию молодых людей. Для решения данной проблемы были сформированы различные культурно-досуговые центры, которые были направлены на данную социально-демографическую группу. К ним относятся Дворцы молодежи, Дома детского и юношеского творчества и т. п.
Дома молодежи считаются учреждениями клубного типа, соответственно, их главной задачей служит исследование спроса и предоставление населению разнообразных услуг социально-культурного, просветительского, спортивно-оздоровительного, развлекательного и т. д. характера.
Были проанализированы Дома молодежи 2 районов Санкт-Петербурга, в результате чего можно сделать вывод о том, что посещаемость этих учреждений очень неоднородна. Только 15% исследуемой молодежи проводят свой досуг, посещая театры, музеи, библиотеки и иные учреждения культуры. А большинство – 85% – предпочитают тратить данное время за компьютером, в ночном клубе и т. п.
В результате проведенного исследования среди студентов вузов Санкт-Петербурга было выявлено, что молодежь не имеет представления о деятельности Домов молодежи.
Выявлено, что данные учреждения представляют следующие формы досуга: эколого-биологическую и образовательно-развивающую деятельности, культурологическую, научно-техническую, образовательно-воспитательную деятельность, спортивно-оздоровительную и художественно-эстетическую деятельность, общественно-политическую и туристско-экскурсионную деятельность. Самыми предпочтительными формами досуговой деятельности молодежь считает фестивали, спортивные занятия, кружки и секции. По мнению опрошенных, на степень посещаемости Домов молодежи, главным образом, влияют такие факторы, как соответствие деятельности интересам целевой аудитории, то есть интересные программы, секции, кружки, а также финансовая доступность, кадровый состав учреждения. В некоторой степени влияют характер и виды деятельности, которые предлагает учреждение, а также его территориальное месторасположение.
Респонденты считают, что администрация учреждений мало прислушивается к мнению посетителей об организации досуговой деятельности. Это служит негативным фактором.
Недостаточный интерес к деятельности Домов молодежи объясняется, главным образом, тем, что некоторые досуговые программы требует корректировки, а также внедрение разнообразных инновационных методов работы с молодежью, качественно новых досуговых методик, которые направлены непосредственно на интересы и потребности молодых людей.
Цель данной работы – проанализировать социальную работу в системе культурно-досуговой деятельности.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!