Социальная работа с девиантным поведением у подростков. | Пример курсовой работы

Социальная работа с девиантным поведением у подростков.

Цель данной работы – комплексный анализ и систематизация информации о социальной работе с девиантным поведением у подростков.

Еще одной из основополагающих технологий социальной работы с девиантными подростками является социальная профилактика. Социальная профилактика работает на опережение и способствует предотвращению потенциальных проблем. Эффективной формой профилактической работы является социальный патронаж. Осуществляется посещение семей по месту их жительства. Такое посещение может носить диагностическую, контрольную, адаптационно-реабилитационную цель. В процессе патронажной работы устанавливаются и поддерживаются продолжительные взаимоотношения с семьей. Патронаж позволяет выявить проблемные ситуации и оказать незамедлительную помощь.
В.В. Першикова выделила два направления социального патронажа:
1. Первое направление основывается на тех действиях, которые осуществляются социальными службами по отношению к девиантным подросткам. В данном случае может осуществляться социально-психологический, медико-социальный, социально-педагогический патронаж.
2. Для второго направления основой является характеристика объектов патронажа. Объекты патронажа могут классифицироваться по возрасту, полу, медицинским показаниям, социальному статусу, семейным проблемам и т. д..
В процессе взаимодействия социального работника с девиантными подростками может применяться технология социальной реабилитации. Данная технология позволяет наладить утраченные положительные семейные взаимоотношения. Для осуществления социальной реабилитации используются комплексные центры социального обслуживания, центры социально-психологической помощи семье и детям и т. д..
В случае если в работе с девиантными подростками недостаточно технологии социальной профилактики и социальной реабилитации, то тогда может быть применена технология социальной коррекции.
Е.И. Холостова выделила несколько основных приемов коррекционной работы с девиантными подростками:
убеждение,
моральная поддержка ребенка,
вовлечение в интересную деятельность,
готовность сопереживать,
нравственное упражнение по формированию нравственных качеств.
В процессе убеждения разъясняется необъективность определенного поведения, недопустимость того или иного поступка. Моральная поддержка оказывается детям в неблагополучных семьях, если ребенок чувствует себя лишним. В процессе вовлечения в интересную деятельность ребенок может поверить в свои собственные силы. В неблагополучных семьях часто отсутствует готовность к сопереживанию, поэтому необходимо развивать ее и формировать нравственные качества.
Еще одной технологией социальной работы с девиантными подростками является социальное консультирование. Социальное консультирование представляет собой профессиональный совет неблагополучным родителям с определенными проблемами. Благодаря консультированию можно найти дифференцированный подход к каждому девиантному подростку .
Таким образом, в профессиональной деятельности социального работника с девиантными подростками целесообразно применять комплекс социальных технологий. Важнейшими технологиями социальной работы являются: социальная терапия, социальная коррекция, социальная реабилитация, социальная профилактика и социальное консультирование.
2. Анализ социальной работы с подростками девиантного поведения в г. Томск
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Девиантное поведение подростка – это поведение, нарушающее правовые нормы, неоднократно повторяющееся, совершение антиобщественных действий, противоправных поступков, угрожающих общественному благополучию, но имеющих невинные намерения, не подлежащих уголовной ответственности в силу ограниченной общественной опасности или недостижения совершаемыми их возраста, с которого устанавливается уголовная ответственность.
В профессиональной деятельности социального работника с девиантными подростками целесообразно применять комплекс социальных технологий. Важнейшими технологиями социальной работы являются: социальная терапия, социальная коррекция, социальная реабилитация, социальная профилактика и социальное консультирование.
В настоящее время в России и, в частности, в городе Томске традиционные технологии, формы и методы социальной помощи девиантным подросткам не приносят желаемого эффекта. Состояние таких мероприятий характеризуется наличием ряда проблемных и даже кризисных моментов. Среди них:
– несовершенство законодательства о социальной защите девиантных подростков;
– несовершенство процесса управления социальной работой с девиантными подростками;
– ведомственная разобщенность социальных служб и учреждений;
– недостаток материальных, информационных, кадровых ресурсов;
– отсутствие или несовершенство программ социальной, социально-педагогической, медико-социальной, социальной и правовой помощи, на которых должна основываться система помощи в этой категории;
– трудности в выявлении детей, с установлением первичных контактов;
– частые задержки и безадресная помощь, недоверие к специалистам в разных сферах социальной сферы;
– недостаточное использование профилактических и реабилитационных возможностей социальных служб, отсутствие надлежащей ранней профилактики;
– качественная однородность и низкий уровень предоставляемых социальных услуг;
– чрезмерная загруженность специалистов (в частности, социальных работников, учителей), отсутствие в штатном расписании большинства социальных, медико-социальных, образовательных и других учреждений и служб должности специалиста по социальной работе;
– значительное превышение количества людей, нуждающихся в социальных услугах, над возможностями существующих учреждений социальных служб;
– недостаточное использование потенциала НПО и волонтеров
По нашему мнению, для решения указанных проблем и повышения эффективности социальной работы с девиантными подростками необходимо:
1. Выработать инновационные подходы к ее осуществлению;
2. Предупреждать негативные явления в развитии семьи на раннем этапе;
3. Направлять работу не только на сложившуюся ситуацию, но и на оздоровление социальной микросреды ребенка, семьи, социума в целом;
4. Сформировать государственно-общественную систему помощи, содействующей развитию семьи с детьми, реализации ее потенциала;
5. Включить в социальную работу с девиантными подростками все социальные институты на федеральном, региональном, местном уровнях.
Цель данной работы – комплексный анализ и систематизация информации о социальной работе с девиантным поведением у подростков.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!