Социальная ответственность бизнеса в современной отечественной и зарубежной практике

Цели и задачи

Целью работы является проведение анализа практики формирования и осуществления социально-ответственного поведения компаний зарубежом и в России, который направлен на рост устойчивого развития отдельных корпораций и экономики России в общем.

Введение и актуальность


Сравнивая принципы корпоративного управления ОЭСР, о которых говорилось выше, и принципов корпоративной социальной ответственности, которые изложены в стандарте ISO 26000, несложно заметить, что они очень тесно переплетены. Если компания в своей деятельности придерживается принципа корпоративного управления ОЭСР, то корпоративное управление этого предприятия уже не сводится только к снабжению благосостояния владельцев, защите их интересов, а учитывает интересы и иных заинтересованных сторон, в данном случае корпоративная социальная ответственность становится единой частью системы корпоративного управления.
2. Реализация социальной ответственности бизнеса в практике зарубежных и отечественных компаний
2.1. Зарубежный опыт социальной ответственности бизнеса
Сравнительный анализ зарубежных моделей КСО лучше всего начать с выделения характерных черт существующих зарубежных образцов. В таблице 2.1 представлены отличительные характеристики существующих моделей КСО.
Таблица 2.1 - Основные характеристики действующих моделей КСО [22]
Модель Принципы Роль государства Социальные программы компании Государственные льготы
Американская модель абсолютное право;
разносторонние методы информационного
сопровождения мероприятий;
отношения в сфере труда и социальной политики основываются на индивидуализме. Минимальное вторжение государства, большая самостоятельность корпораций программы развития персонала;
деятельность
по охране здоровья
- защита окружающей среды;
- участие в развитии местного сообщества;
- этика поведения при взаимодействи
и со стекхолдерами Налоговые льготы для компаний закреплены на
законодательном уровне.
Европейская модель - склонны к ограничению своей ответственности перед стейкхолдерами;
- скрытая форма;
- регулируются нормами, стандартами и законами государства;
- высокие налоги. Полный
государственный контроль - полная занятость и предупреждение безработицы;
- равенство между социальными группами;
- социальные гарантии; Не имеют
Японская модель - ориентирование на внутреннюю среду предприятия;
- тесное взаимодействие органов власти с персоналом;
- трансформация человеческого потенциала в фактор инновационного развития Активная роль государства в корпоративном стратегическо
м планировании
Осуществление социальноориентированных и средоохранных программ Не имеют
Смешанная модель - развитие рынка консалтинговых услуг;
- интерес со стороны
финансового сектора;
- повышенное внимание СМИ;
- добровольность Активная поддержка бизнеса со стороны государства. - экономика;
- занятость;
- охрана окружающей
среды. Предоставление
налоговых льгот

Заключение и вывод

Внедрение и соблюдение принципов корпоративного управления имеет непосредственный экономический эффект для компаний, который выражается в облегчении доступа к рынкам капитала, повышении репутации компании, снижении затрат на привлечение капитала и повышение стоимости активов компании.
Российская модель КСО имеет свои особенные черты: ориентированность на улучшения внутри компании, а также на мероприятия по воспроизводству человеческого капитала; привидение деятельности в соответствие с международными стандартами в области качества и охраны окружающей среды. Развитие корпоративной социальной ответственности в нашей стране в настоящий момент ограничено ввиду отсутствия четкой парадигмы КСО, учитывающей специфику и особенности российской модели управления экономикой в современной макроэкономической ситуации. Требуется определение ключевых понятий и терминов КСО, их законодательное оформление и ясное понимание совместных целей государства и бизнеса в разрезе проводимой социальной политики.
В нашей стране политика КСО - это прерогатива преимущественно крупных компаний. Как правило, к ним относятся предприятия федерального уровня финансовой сферы, электроэнергетики, нефтегазовой, металлургической и горнодобывающей промышленности. За последние 7-8 лет формой их социальной отчетности служат корпоративные социальные отчеты. Но даже и в этой сфере экономики, практика КСО не стала определяющей. Так, значительно низкая степень вовлеченности в данную деятельность предприятий сферы транспорта, телекоммуникационной и деревообрабатывающей отраслей, целлюлозно-бумажной и химической промышленности.
Российская модель социальной ответственности бизнеса на сегодняшний день находится в стадии развития. Наиболее характерные ее черты проявляются в определенных направлениях деятельности: внешняя и внутренняя направленность социального инвестирования крупного российского бизнеса; начинающееся участие в социальных проектах предприятий среднего и малого бизнеса, в основном направленных на внутренние социальные программы; реализация социальных программ, инициируемых федеральной и региональной властью.
Развитие КСО проходит противоречиво. Предпринимательские структуры взяли на себя социальную ответственность в основном под влиянием государства, а не гражданского общества. В целом, можно говорить о доминирующей роли государства в развитии КСО.
Развитие корпоративной социальной ответственности в нашей стране в настоящий момент ограничено ввиду отсутствия четкой парадигмы КСО, учитывающей специфику и особенности российской модели управления экономикой в современной макроэкономической ситуации. Требуется определение ключевых понятий и терминов КСО, их законодательное оформление и ясное понимание совместных целей государства и бизнеса в разрезе проводимой социальной политики.
Большую трудность в развитии КСО создает неразвитость институциональной среды. Речь идет о согласованном законодательстве во всех сферах, связанных с КСО (налоги, финансы, экономика и управление корпорацией и т.д.). Требует особого внимания необходимость создания концептуального подхода к КСО на уровне долгосрочного планирования деятельности государства и бизнеса, единой системы стандартов и механизмов учета КСО как на федеральном, так и региональных уровнях, а также общего подхода в деле определения методики расчётов показателей КСО.
В России КСО еще не получила должного развития по причине недопонимания целостности и полезности концепции, отсутствия апробированных практик. Бизнес в своей деятельности в сфере КСО продолжает ориентироваться только на государство, собственников и персонал. Поставщики, потребители и местные сообщества пока не рассматриваются в орбите системных управленческих воздействий, опосредованных действиями компании в рамках реализации концепции КСО. В силу слабой развитости институтов гражданского общества и традиций публичных действий граждане не могут оказывать существенного влияния на бизнес. Данные факторы приводят к росту репутационных угроз для организации.
Бизнес может и должен быть успешным партнёром государства в решении вопросов социального развития современной России при условии выполнения ряда организационно-административных действий государства. Государство должно рассматривать корпоративную социальную ответственность как одно из важных направлений в своей деятельности. На законодательном уровне должны быть закреплены следующие мероприятия: пропаганда и агитация КСО, PR-поддержка, поощрение компаний за активное участие в программах КСО соответствующими премиями. Развивая психологические и нравственные институты мотивации бизнеса с помощью институтов гражданского общества, создавая условия мотивации на макроуровне, поддерживая стремления предпринимателей к высокой планке нравственного и этического национального поведения, стоит ожидать прорыва в направлении развития КСО.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ