Социальная адаптация трудных подростоков

Цели и задачи

Целью курсовой работы является проведение анализа социальной адаптации трудных подростков в обществе.

Введение и актуальность


Вторым признаком присущим понятию «трудные дети» является наличие у детей, нарушений поведения которые нелегко исправляются. Здесь нужно различать понятия «трудные» дети и «педагогически запущенные дети». Все «трудные дети» являются педагогически запущенными, но «педагогически запущенные дети» не всегда являются трудными, и относительно легко поддаются перевоспитанию.
Третьим признаком понятия «трудные» дети, является их потребность в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. В данном контексте имеется ввиду, что это дети, требующие особого внимания и участия окружающих. Об этой потребности упоминает известный учёный В.П. Кащенко в своей книге «Воспитание - обучение трудных детей. Из опыта санатория-школы».
Иногда понятие «трудные дети» рассматривают в контексте «трудновоспитуемые дети». Поэтому отдельно необходимо рассмотреть понятие «трудновоспитуемость», которое является производным от термина «трудновоспитуемые дети». Трудновоспитуемость - 1) состояние подростка, порожденное неприятием предложенных установок; 2) проявление негативных качеств в поведении человека; 3) поведение, которое выходит за пределы социальной нормы вследствие неправильного выбора путей самоутверждения.
Трудновоспитуемость - основная предпосылка отклонений в поведении личности; понятие, которое объясняет трудности, с которыми сталкиваются педагоги, социальные педагоги, родители, организуя и осуществляя воспи-тательный процесс. Как уже упоминалось выше понятие «трудно-воспитуемость» производное от термина «трудновоспитуемые дети». «Трудновоспитуемые» - это такие категории детей, у которых под воздействием неблагоприятных социальных, психолого-педагогических и медико-биологических факторов происходят нарушения моральных отношений к обучению, норм поведения, снижение или потеря чувства ответственности за свои поступки.
Несмотря на значительное количество научных исследований общих аспектов проблемы «трудновоспитуемых» детей, сегодня среди ученых и практиков нет единого мнения относительно правомерности употребления терминов «трудновоспитуемость», «трудновоспитуемый», не определена мера «трудновоспитуемости», не выработано критериев «трудновоспи-туемых». Нередко этих детей называют аффективными, акцентуированными, недисциплинированными, педагогически запущенными.
Выделяют следующие группы трудновоспитуемых детей и подростков: 1) с неравномерным развитием психики (акцентуация характера, эмо-циональная неустойчивость); 2) педагогически запущенные (несформи-рованность личностных структур, низкий уровень развития нравственных представлений и социально одобряемых навыков поведения); 3) те, что находятся в неправильных взаимоотношениях с окружающими.
Главным критерием определения ребёнка как трудновоспитуемого является плохая успеваемость и недисциплинированность. Это происходит из-за того, что ребёнок не может найти своего места в школьном коллективе с самого начала учёбы. Главными здесь становятся внутренние переживания самого ребёнка, его личное отношение к учителю, окружающим его одноклассникам, самому себе.
В случае, когда происходит своего рода наслоение из неудач в школе и педагогических ошибок учителей, отрицательного влияния семейного быта и внутрисемейных отношений, тогда ребёнок становится «трудным». Иными словами, ребёнок выпадает из сферы воспитания сразу во многих звеньях и находится в зоне активных отрицательных влияний.
Психологи и педагоги предложили несколько систем типизации трудных детей. Почти все они относятся к детям более позднего возраста, когда трудный ребёнок становится асоциальным подростком.
Одна из наиболее разработанных систем, принадлежит профессору А.И. Кочетову. Он выделяет такие типы трудных детей: дети с нарушениями в сфере общения; дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией; дети с недостатками умственного развития; дети с неправильным развитием волевых качеств.
Из трудных детей формируются асоциальные подростки, которых профессор психологии М.С. Неймарк делит на несколько групп: циники, неустойчивые, подростки, которые идут на поводу у своих желаний, аффективные дети. Каждой из этих групп присущи свои особенности: 1) циники - вожаки асоциальных групп со сложившейся аморальной системой взглядов и потребностей, они нарушают порядок и правила по убеждению и считают себя правыми. Циники сознательно противопоставляют себя обществу; 2) неустойчивые - не имеют твёрдых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств, их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации; 3) подростки и старшие школьники, имеющие сильные личные непосредственные потребности (в зрелищах, вкусной еде, нередко – табаке, вине и т.д.) и слабые нравственные чувства и намерения; 4) аффективные дети, переживающие постоянное чувство обиды, из-за того, что их недооценивают, ущемляют, не признают, что к ним несправедливы.
Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, можно подытожить, что понятие «трудные дети» достаточно ёмкое, сложное и многоаспектное и в разных ситуациях может формулироваться по-разному.

Заключение и вывод


Социальная адаптация – это активное приспособление человека к условиям социальной среды путем усвоения норм, ценностей, стилей поведения, принятых в обществе.
Социальная дезадаптация – это процесс, противоположный социальной адаптации, а именно неспособность индивида адаптироваться в социуме, усваивать и воспроизводить социальный опыт, нормы и правила поведения, посредством которых он учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми.
Понятие «трудные дети» ёмкое, сложное и многоаспектное и включает в себя наличие 3-х основных характеристик: отклоняющегося от нормы поведения, нарушения, поведения которые нелегко справляються и особая потребность в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников.
Среди причин возникновения феномена «трудных детей» принято выделять три группы факторов: 1) биологические; 2) психологические; 3) социальные. Кроме того, можно также выделить такие факторы как педагогическая запущенность, социальная запущенность, глубокий психологический дискомфорт, отклонения в состоянии психического и физического здоровья, возрастные кризисы.
Адаптация так же предусматривает возрастные особенности, в данном случае это подростковые, а именно подросток является новым человеком, начинающим принимать нормы социального поведения как взрослый член общества. Коррекционная работа по формированию личности подростка в семье, как наиболее сложный процесс должна происходить постоянно.
Социально-педагогическая работа с «трудными подростками» может происходить по двум направлениям: 1) создание специализированной системы учреждений для дезадаптированных детей и подростков, предназначенной для целенаправленной работы по их социальной реабилитации (данное направление подразумевает изъятие «трудных подростков» из семей и помещение их в специальные учреждения); 2) работа социального педагога с «трудным подростком» и его семьей (по месту его проживания, то есть без перемещения ребёнка).
Целью социально-педагогической деятельности социального педагога в школе является профилактика школьной и социальной дезадаптации, и профилактика отклоняющегося поведения учащихся.
Основная задача социального педагога — своевременное и как можно более раннее выявление детей, составляющих группу риска по школьной дезадаптации.
Социальный педагог на протяжении всего школьного периода социализации как бы наблюдает за динамикой развития и становления личности проблемного учащегося, управляет этим процессом, регулируя и уравновешивая деятельность школы, семьи и социума по отношению к данному ребенку.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ