Социальная адаптация подростков

А.А. Налчаджаян строит свою концепцию адаптации на основе идеи онтогенетической социализации, которую он определяет как «процесс взаимодействия индивида и социальной среды, в ходе которого оказываясь в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений, индивид приобретает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и их комплексы и другие особенности и подструктуры, которые в целом имеют адаптивное значение».
Автор, рассматривая адаптацию индивида, выделяет понятие адаптированности. Адаптация трактуется как процесс, результатом которого является адаптированность человека к среде. Адаптированность исследовательница понимает как «такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяя свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние утверждения и свободного самовыражения своих творческих способностей».
На социологическом уровне А.А. Налчаджаян выделяет ряд типов адаптивных процессов. Данная классификация взята у Я. Щепанского [8, с. 43]. Он выделяет следующие типы: а) сотрудничество; б) соперничество; в) конфликт.
Выделяя данные типы, он отмечает, что в них имеются обязательные элементы, общие черты. Это в первую очередь познавательные процессы: восприятие и истолкование ситуации, усвоение новых форм поведения, осуществляемых с помощью памяти и мышления. Также выделяется момент переориентации личности, выработка норм и ценностей, соответствующих ценностным ориентациям группы.
У Я. Щепанского также заимствовано представление об уровнях социальной адаптации: а) внешнее приспособление, комфортное поведение; б) уровень «взаимной терпимости»; в) «аккомодация»; г) полное приспособление (ассимиляция).
А.А. Реаном выделены следующие стратегии адаптации: активное изменение ситуации; активное изменение свойств своей личности; активный поиск новой социальной среды с более высоким адаптационным потенциалом для данной личности и для ее развития; вероятностно-комбинированный; пассивная дезадаптация. Автор считает, что при выборе стратегии адаптации личностью оцениваются: требования социальной среды (сила, степень враждебности, степень ограничений потребностей и т.п.); собственный потенциал личности в плане самоизменения (адаптационный потенциал); цена усилий (физиологическая, психологическая).
Таким образом, социально-психологическая адаптация в науке рассматривается как системное свойство, заключающееся в способности личности адаптироваться к условиям окружающей среды. Способность к социальной адаптации личности представляет собой взаимосвязь физиологических, психологических и социально-психологических особенностей человека. В этом случае социальный интеллект, являясь интегральной характеристикой психического развития личности, определяет границы ее адаптационных возможностей и уровень устойчивости к воздействующим факторам. Значимость функционирования социального интеллекта в структуре психики личности определяет скорость протекания социально-психологической адаптации в заданных условиях.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ