Сочинения протопопа Аввакума как исторический источник

Цели и задачи

Цель исследования: структурировать и обозначить исследования русских старообрядцев, жизни и деятельности протопопа Аввакума.

Введение и актуальность


Здесь заслуживает упоминания имя Покровского. Долгосрочные усилия этого крупнейшего новосибирского ученого связаны с сохранением и публикацией множества материалов – памятников письменной культуры старообрядцев. Среди фундаментальных работ, посвященных данной теме, обращается внимание на исследование Бубнова «Старообрядческая книга в России во второй половине XVII века». Как бы резюмируя результаты научных исследований ученого в течение нескольких предыдущих десятилетий, упомянутая работа также является продолжением систематического описания источников ранних старообрядцев, сложившихся в дореволюционный период, но прерванных. Только в этом современном исследовании ученого его научный анализ проводится уже при поддержке всего широкого круга рукописей, открытых до настоящего времени, позволяющих получить целостное представление о письменном наследии основателей «старообрядческого» движения.
Особо выделяются взгляды и суждения ученых – представителей философской мысли современной России, среди которых особенно заметны работы Замалеева, Овчинниковой и Осиповой, в которых находятся лаконично сформулированные позиции по проблемам старообрядцев, отражающие наиболее заметные тенденции российской исторической мысли. Но попытки осмыслить идеалы и события формирования религиозных и социальных движений старообрядцев в философской, общественно-политической, литературной и художественной мысли и других сферах культуры требуют срочного анализа этой первичной основы, которая в толковании события прошлого является системой исторического знания.
Однако современные тенденции в изучении проблемы церковного раскола XVII века показали глубокое рассмотрение лишь некоторых его аспектов. Даже лучшим проявлениям и тенденциям русской дореволюционной историографии старообрядцев не хватает объективной беспристрастности, необходимой для понимания ее глубокого смысла и всего многогранного диапазона социально-политических, богословско-исторических и религиозно-нравственных идей, вложенных в нее.
Революционные потрясения, которые привели, в частности, к рождению новых идеологических ориентаций государственной политики, являются частью проблемы исторической справедливости идеи «старой веры», которая была основана на движении ее сторонников на русском языке досоветской истории. Непостижимо многогранный слой проблем старообрядцев оказался, по сути, сводимым только к одному аспекту – его значению в серии антифеодальных, антигосударственных речей, в рамках которых, однако, отечественная историография старообрядцев действительно развилась. В этом смысле особое значение имеют работы современных авторов, связанные с обращениями к памятникам истории и культуры старообрядцев. К ним относятся книга Юхименко «Старообрядчество: история и культура», в которой описывается объективный взгляд на старообрядцев, основанный на фактических материалах, относящихся к истории и культуре староверов с момента формирования до начала двадцатого века.

Заключение и вывод

Когнитивная ценность большинства исследований, проведенных в нашей стране и за рубежом в XX веке по проблеме истории церковного раскола в середине XVII века, во многом объясняется богатой теоретической основой для его изучения и дальнейшего развития, таких как достижения исторической науки дореволюционного периода.
Ценность дореволюционной историографии старообрядцев определяется ее колоссальным влиянием на другие области русской культуры. Историография старообрядцев представляла собой слой духовных ценностей, который стал основой для картирования церковного раскола XVII века в культуре России.
Тенденция некоторых особенностей дореволюционной историографии раскола, а также заметная невнимательность к большинству его сфер в советской науке все это предопределяет необходимость тщательного и всестороннего анализа научной и исторической литературы о расколе семнадцатого века, истоках русского православного традиционализма, называемого старообрядчеством. Большинство исследователей рассматривали произведения протопопа Аввакума с позиции филологических и жанровых особенностей. Его характер чаще всего изображали неполно, не учитывая влияние на него характера времени, идеологии, отношений с единомышленниками. Самые серьёзные исследования жизни и деятельность Аввакума принадлежат историкам и философам. Как было установлено в ходе работы, В настоящее время существуют только исторические, филологические, археологические и философские исследования, отражающие жизнь и деятельность лидера старообрядческого движения в соответствующих плоскостях. Специальной работы по методологии изучения старообрядцев практически не существует, за исключением некоторых теоретических частей диссертаций по этому вопросу и нескольких статей.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ