[rank_math_breadcrumb]

Снижение налоговых рисков и оптимизация налоговых обязательств

Цель курсовой работы заключается в развитии теоретико-методических подходов к налоговой оптимизации и управлению рисками организации, обеспечивающих своевременное выявление рисков налоговой неопределенности и направленных на уменьшение споров и конфликтов во взаимоотношениях фискальных органов и налогоплательщиков.

Для российских предпринимателей налоговое планирование — еще недостаточно освоенная область. В экономически же развитых странах налоговому планированию уделяется чрезвычайно большое внимание. Уплата фирмой налога по стандартной, установленной законом ставке является свидетельством неэффективного налогового менеджмента.
Сущность налогового планирования. Целью налогового планирования является построение оптимальной модели хозяйствования, обеспечивающей минимально возможный размер налоговой нагрузки.
Сущность налоговой оптимизации состоит в признанном за каждым налогоплательщиком праве использовать все допускаемые законом средства, пути и методы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Возможность налогового планирования обусловлена наличием в налоговом законодательстве весьма обширной сферы, где нормы права с достаточной точностью не определены или допускается их неоднозначное толкование.
Налоговый Кодекс РФ указывает, что “налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах” [2. C. 15-19].
В основе налоговой оптимизации лежит максимально полное и правильное использование всех установленных законом льгот и преимуществ, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства.
Основы налоговой оптимизации включают:
– учет основных направлений развития налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства;
– разработку учетной политики предприятия;
– правильное и полное использования всех установленных законом льгот;
– оценка возможностей получения отсрочек и рассрочек по уплате налогов.
Виды налоговой оптимизации:
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач различают стратегическое (долговременный курс предприятий и решение крупномасштабных задач) и тактическое (текущий, повседневный характер) налоговое планирование.
В зависимости от размера территории, на которой налогоплательщик осуществляет свою деятельность, налоговое планирование может быть международным, национальным, местным.
В зависимости от типа налогоплательщика может быть корпоративным или индивидуальным.
Долгосрочное налоговое планирование — использование налогоплательщиком таких приёмов и методов, которые уменьшают его налоговые обязательства в течение длительного времени или в процессе всей деятельности налогоплательщика [19. C. 14].
Стратегическое (долгосрочное) планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений.
Элементы данного вида планирования:
выбор наиболее выгодного с точки зрения налогообложения места расположения организации, её структурных подразделений и руководящих органов;
выбор организационно-правовой формы организации и ее организационно-хозяйственной структуры.
Текущее налоговое планирование — совокупность методов, дающих налогоплательщику возможность уменьшить налоговое бремя в течение ограниченного периода времени или в каждой конкретной хозяйственной ситуации.
Элементы текущего планирования:
использование налоговых льгот по основным налогам с учетом изменения налогового законодательства;
использование оптимальных форм договоров;
разработка учетной политики для целей оптимизации налогообложения [18. C. 81-88].
Элементами налогового планирования являются:
Налоговый календарь, предназначенный для четкого прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты в бюджет требуемых налогов, а также представления отчетности в целях недопущения нарушений сроков отчетности, влекущих штрафные санкции;
Стратегия оптимизации налоговых обязательств, в соответствии с которой разрабатывается четкий план реализации;
Контроль дебиторской задолженности: недопущение на срок более 4 месяцев дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию или оказанные услуги;
Контроль состояния бухгалтерского учета и отчетности для получения оперативной, объективной информации о хозяйственной деятельности в целях адекватного налогового планирования;
Налоговые льготы и организация сделок;
Рациональное размещение активов и прибыли организации.
Способы налогового планирования:
использование пробелов законодательства;
применение налоговых льгот;
выбор формы деятельности;
правильное формирование учетной политики;
применение оффшоров;
изменение срока уплаты налогов;
правильная организация сделок;
лоббирование;
прогнозирование изменений налогового законодательства.
Этапы налогового планирования
Налоговое планирование — сложный многофакторный процесс. С некоторой долей условности принято считать, что этот процесс проходит четыре этапа (Рис.2) [13. C. 70]:
Исходя из стремления государства гармонизировать отношения налоговых органов и налогоплательщиков, можно выделить основные задачи таковых: со стороны налогоплательщика – законопослушное исполнение требований налогового законодательства; со стороны налоговых органов — предоставления разъяснительных мероприятий с целью оказания помощи налогоплательщикам в процессе исчисления и уплаты налогов.
В настоящее время введено 12 критериев самостоятельной оценки рисков налогового контроля:
1. Налоговая нагрузка у налогоплательщиков ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли.
Отражение налогоплательщиком в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.
Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных причин.
Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения (“миграция” между налоговыми органами).
Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
Способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском
Методика заключается в осуществлении трех этапов:
Определение и формирование контрольных индикаторов;
Сравнение полученных показателей с контрольными;
Корректировка основных показателей.
Риски, наступающие до возникновения налогового спора: риск неправильного оформления хозяйственных операций; риск соответствия критериям для проведения ВНП;
риск ненадежных контрагентов; риск неинформирования.
Риски, которые можно устранить, минимизировать в процессе проведения налоговой проверки:
риск ошибки, неправильного понимания со стороны налогового органа сути хозяйственной операции;
риск недостаточности времени на подготовку возражений на акт; риск несвоевременного обращения за юридической помощью; риск некачественного юридического сопровождения; риск низкой квалификации юриста; риск неквалифицированной юридической помощи.
Риски, которые необходимо минимизировать в процессе налогового спора
Цель курсовой работы заключается в развитии теоретико-методических подходов к налоговой оптимизации и управлению рисками организации, обеспечивающих своевременное выявление рисков налоговой неопределенности и направленных на уменьшение споров и конфликтов во взаимоотношениях фискальных органов и налогоплательщиков.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

16 + один =