Словообразование односоставных терминов | Пример курсовой работы

Словообразование односоставных терминов

Цель исследования заключается в исследовании особенностей способов словообразования односоставных терминов в современном английском языке.

Стоит отметить, что само понятие «терминосистема» до сих пор не имеет четкого определения. Так, некоторые лингвисты говорят об определенной обособленности и замкнутости как основного свойства терминосистемы. Однако, например, Ю.Н. Марчук говорит о том, что словарный состав даже самых узких предметных областей состоит из лексических единиц, которые используются как в других предметных областях, так и в языке в целом.
По мнению В.М. Лейчика, терминосистема образуется в результате упорядочивания стихийно сложившейся терминологии, т. е. при превращении некоторой совокупности номинативных единиц, соответствующих понятиям данной области знаний, и определенным образом организованную систему терминов с зафиксированными отношениями между ними [17].
С.В. Гринев показал, что на начальном этапе формирования терминосистемы одним из основных источников пополнения является заимствование слов и словосочетаний из смежных дисциплин и общеупотребительного языка [9, с. 3-5].
Таким образом, в образовании терминосистемы важную роль играют две группы факторов:
1) экстралингвистические, которые обусловливают необходимость номинировать понятия отрасли знаний и сфер деятельности;
2) лингвистические, которые связаны с разнообразием понятийных отношений, передаваемых терминами, а также с возможностью объединения в таких многословных терминах разных в понятийном отношении компонентов.
Таким образом, некоторые ученые считают, что термины создаются в рамках самих терминосистем, другие говорят о том, что любая терминосистема по мере развития конкретной области знаний расширяется и обогащается новыми терминами за счет заимствования из других научных областей. Терминосистема представляет собой динамическую структуру, способную к совершенствованию и развитию, и являющуюся лингвистически зафиксированной совокупностью понятий.
В 1993 году С.В.Гриневым был разработан и опубликован перечень критериев, которые помогают представлять наиболее значимые характеристики любой терминосистемы. К первой группе критериев относятся следующие:
•исторические характеристики, включающие возраст терминосистемы;
•данные о ее происхождении;
•замкнутость (соотношение собственных терминов и заимство- ванных из других терминологий этого же языка).
Вторую группу критериев составляют характеристики, которые С.В. Гринев назвал «формальными»:
•размер терминосистемы (до 100 терминов – микротерминология, 100-1000 – мезотерминология, свыше 1000 – макротерминология);
•структурный состав терминов (виды и соотношение их структурных типов);
•средняя длина терминов (лексическая – среднее число слов, входящих в термин; знаковая – среднее количество знаков в терминах);
•мотивированность, т.е. сохранение в слове его семантической структуры связи звучания со значением;
•систематизированность [9].
В третью группу С.В.Гринев включил такие семантические характеристики, как:
•предметная отнесенность;
•полнота терминологии (отсутствие в ней лакун);
•семантическая целостность (отсутствие автономных фрагментов, оторванных от основного корпуса терминологии);
•понятийная изоморфность терминологии (установление доли омонимии, полисемии, синонимии);
•абстрактность/конкретность и категориальные соотношения (соотношение терминов, называющих понятия разных категорий: объекты, процессы и т. д.);
•структурированность (процентное соотношение терминов, связанных в терминологии иерархическими отношениями, и терминов, связанных чисто ассоциативными отношениями) [9].

Исходя из всего сказанного, можно утверждать, что мода представляет собой отдельную предметную область, которая, ко всему прочему, обладает своей терминологией. В первой части настоящей работы был проведен теоретический обзор по исследуемой теме. Сфера дизайна одежды и моды была рассмотрена как объект лингвистического исследования. Так, в силу того, что данная область знаний активно развивается вот уже несколько десятилетий, она представляет особый интерес для лингвистов. Объектом таких исследований являются так называемые вестонимы – термины одежды и моды, понимаемые нами как часть специальной лексики, которая ограничена в своем употреблении определенными сферами общения (в нашем случае сферой дизайна одежды и моды) и известна в основном только специалистам.
Предметом настоящего исследования является английская терминология дизайна одежды и моды. Материалом исследования выступили лексикографические источники, журналы и интернет-ресурсы, посвященные тематике моды и одежды. В проведенном исследовании в качестве объекта исследования представлены односоставные термины в английском языке.
В ходе проведенного исследования было выявлено, что среди морфологического способа образования вестонимов выделяются аффиксальный способ терминообразования, который бывает трех типов: суффиксальным, префиксальным и префиксально-суффиксальным. Второй способ морфологического образования вестонимов – это конверсия, представляющая собой безаффиксальный способ образования. К морфологическому способы образования также относятся чередование и удвоение. В результате изучения вышеуказанных типов словообразования можно предположить, что морфологический способ является непродуктивным типом терминообразования.
В ходе проведенного исследования было выявлено, что среди морфологического способа образования вестонимов выделяются аффиксальный способ терминообразования, который бывает трех типов: суффиксальным, префиксальным и префиксально-суффиксальным. Второй способ морфологического образования вестонимов – это конверсия, представляющая собой безаффиксальный способ образования. К морфологическому способы образования также относятся чередование и удвоение. В результате изучения вышеуказанных типов словообразования можно предположить, что морфологический способ является непродуктивным типом терминообразования.
Цель исследования заключается в исследовании особенностей способов словообразования односоставных терминов в современном английском языке.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!