Сказка как средство нравственного воспитания младшего школьника

Цели и задачи

Цель исследования: теоретически обосновать проблему нравственного воспитания младшего школьника.

Введение и актуальность


Не считая ожидания необыкновенного, чудесного, магического, детской фантазии присуща ещё одна необходимость. Ребенок желает пародировать находящимся вокруг его, ловким, разумным зрелым, но ему не всякий раз это получается. В сказке же все вполне вероятно. Небольшой мальчишка (девочка) бесстрашный и находчивый, выходит победителем из всех испытаний. Он имеет возможность перелететь через тридевять земель в тридесятое королевство и одержать победу над драконом. Иначе говоря, ребенок как бы предаст свои бессознательные стремления, не всякий раз выполнимые в жизни.
Впрочем, мир сказки гарантирует не только реализацию неудовлетворенных желаний. Постановляющую роль играет тут мелодия процесса достижения равноправия или, воспользовавшись психической терминологией, мелодия компенсирования. У ребят вследствие их социально зависимого положения часто в семье происходят проблемы, не выполняются их устремления, планы, действия, что, как правило, компенсируется в мечтах, в фантазии. Сказка делает великолепную базу для данной компенсационной необходимости, приводя все, безусловно, к удачному концу.
Благодаря сказкам, у ребенка вырабатывается способность сопереживать, соболезновать и радоваться, без которой человек не человек. Задача сказочников – «воспитывать в ребенке человечность – данную способность человека беспокоиться чужими несчастьями, радоваться успехам товарища, переживать за чужую судьбу как свою».
Маленький ребенок, слушая рассказ или сказку и чувствуя жизнь, в том числе и мифического героя, «содействует» с героем; ребенок постарше «соучаствует» герою. Известный специалист по психологии А. В. Запорожец когда-то привел занимательный эпизод с пятилетней девчонкой, которая на картине, имитирующей прикованного Прометея, выскребла пальцами цепи, чтобы высвободить героя. Движимым сочувствием к герою ребенок пробует именно буквально влиять на произведение искусства вместо того, чтобы передвинуть свое отношение на реальность, в нем воображенную.
В сказке для ребят скрывается особенное обаяние, раскрываются некие тайники мировоззрения. Они находят в сказочном повествовании самостоятельно, без комментариев, что довольно важно для себя, важно для подъема их сознания.
Мнимый, мифический мир в основе собственных представлений, как оказалось, является отражением реального мира в ключевых его основах. Волшебная, непривычная картина жизни предоставляет ребенку вероятность сопоставить ее с реальностью, с окружением, в котором существует он сам, его семью, ближайшие ему люди. Это нужно для развивающегося мышления, оно стимулируется тем, что человек ассоциирует и колеблется, инспектирует и убеждается. Сказка не оставляет ребенка безразличным наблюдателем, а готовит его стать сильным членом всего происходящего, переживающим совместно с героями любую беду и любую победу. Сказка приучает его к мысли, что зло всегда будет наказано.
Сейчас необходимость в сказке видится тем большей. Ребенка практически захлестывает беспрерывно растущий поток информации. И, но восприимчивость психики у детей великовата, она содержит средства предела. Ребенок переутомляется, становится нервозным, и сказка высвобождает его понимание от всего неважного, необязательного, сосредоточивая забота на простых деяниях героев и идей о том, отчего все случается так, а не по-другому.
Значит, для полновесного становления ребенка важна целенаправленная воспитательная работа учителя, т.к. младший школьный возраст считается сенситивным для усвоения общественных общепризнанных мер нравственного становления, развития адекватной самомнения, становления критичности по отношению к себе и находящимся вокруг, раскрытия персональных особенностей и возможностей. Младший школьный возраст характеризуется увеличенной восприимчивостью к внешним воздействиям, потребностью моральных общепризнанных мер и моральных притязаний к иным, конкретным поведением. Эти особенности считаются гарантией обучаемости и восприимчивости младших подростков, выделяют огромные способности для периодического и поочередного нравственного воспитания ребят.
Очень рано ребенок начинает знакомиться с произведениями искусства, с сокровищницей русской и мировой литературы, с лучшими образами устного народного творчества. И как добрый, мудрый друг в его жизнь входит сказка.
В ряде народных сказок мы встречаемся с определенными педагогическими понятиями, выводами, рассуждениями. Прежде всего, следует отметить стремление народа к знаниям. В сказках встречается мысль, что книги - источник мудрости.
В народных сказках находят отражение некоторые приемы воздействия на личность, определяется содержание нравственного воспитания.
“ Жил - был старик у своего сына и снохи. Был у него и внук. Старик этот надоел своему сыну и снохе, и не хотелось за ним ухаживать. И вот сын по совету своей жены, посадил отца на санки и решил отвезти в глубокий овраг. Его сопровождал внук старика. Столкнул сын сани с отцом вниз в овраг и собрался было уже идти обратно домой. Но его задержал его маленький сын: он бросился в овраг за санками. Несмотря на сердитое замечание отца о том, что он купит новые санки, получше. Мальчик вытащил из оврага санки и сказал, что отец должен ему купить новые санки. А эти санки он будет беречь, чтобы через много лет, когда состарятся его отец и мать, доставить их в этот же самый овраг ".
Основная мысль сказки в том, что человек должен за свое преступление получить наказание по заслугам, что наказание является естественным последствием его преступления.
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежность победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно не было.
Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки - в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она - творение народа. Кажется, что сказка построена на чисто “бытовом” сюжете: дедушка и бабушка посадили репку…, дедушка решил обмануть волка, сделал соломенного бычка…, но каждое слово этой сказки - как тончайший штрих на бессмертной фреске, в каждом слове, в каждом образе - игра творческих сил народного духа. Сказка - это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.

Заключение и вывод

Таким образом, усвоение детьми нравственных норм в процессе изучения сказок так же, как и овладение различными способами деятельности, делает их представителями народной культуры. Следовательно, обучение младших школьников должно быть насквозь воспитывающим, воздействуя одновременно на ум, чувства и душу ребенка.
Именно такое целенаправленное формирование его морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения и в конечном итоге усвоение социально значимых ценностей и происходит в процессе знакомства младшего школьника с миром народных сказок. Однако такой процесс воспитания должен быть длительным и непрерывным, в то время как результаты его серьезно отсрочены во времени.
Таким образом, наше исследование состоит из двух разделов.
В первом разделе мы рассмотрели сказку как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста, выяснили сущность понятия нравственное воспитание, определили влияние сказки на развитие личности, рассмотрели взгляды известных педагогов на нравственное воспитание и использование народной педагогики в педагогическом процессе, объяснили психологические возможности изучения сказок, опираясь на мнения известных психологов.
Далее сделаю выводы о том, что для полноценного развития ребенка необходима целенаправленная воспитательная работа учителя, так как младший школьный возраст является сенситивным для усвоения социальных норм нравственного развития, становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим, раскрытия индивидуальных особенностей и способностей. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, необходимостью нравственных норм и нравственных требований к другим, непосредственным поведением. Эти особенности являются залогом обучаемости и восприимчивости младших школьников, дают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
В течение этого периода развития ребенок активно познает окружающий мир и самого себя, приобретает активный опыт действования в этом мире, в том числе и посредством знакомства и усвоения опыта народной педагогики.
В работе была выдвинута гипотеза: если в педагогическом процессе использовать воспитательные возможности сказок, то это окажет влияние на нравственную воспитанность детей младшего школьного возраста. Гипотеза подтвердилась. Сказки активно вводились на уроках литературного чтения. В итоге мы пришли к выводу, что использование воспитательных возможностей сказок оказало влияние на нравственную воспитанность детей младшего школьного возраста через анкетирование и систему уроков литературного чтения.
Воздействие народного творчества на все стороны нашей жизни огромно. Таким образом, наша тема "Сказка как средство нравственного воспитания младшего школьного возраста" актуальна, ведь нравственное воспитание ребенка является центральным ориентиром в развитии личности. Воспитание и образование в демократическом обществе не могут эффективно функционировать, не могут даже просто существовать вне народной педагогики. Народная педагогика - педагогика национального развития, подъема, возрождения. Сказка способствует формированию определенных ценностей, идеала. Для девочек - это красна девица (умница, рукодельница…), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка - далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ