Система социальной защиты населения в условиях рынка. Мировые тенденции и опыт России

Цели и задачи

Цель данной работы может быть сформулирована как определение значимости социальной защиты населения в современных рыночных условиях с учетом российского опыта.

Введение и актуальность


Эксперты ЕС выделяют два главных направления: модернизация соцзащиты в интересах увеличения количества рабочих мест (совершенствование политики доходов путем регулирования налогообложения, рынка труда, системы соцзащиты; расширение базы финансирования последней) и обеспечение трудовой мобильности на протяжении всего жизненного цикла (создание условий для успешной индивидуальной трудовой карьеры, прерываемой заботой о детях и стариках, с переходом к неполной занятости, включающей периоды обучения и работы, что способствует удлинению трудовой жизни; адаптация системы соцзащиты к усилению мобильности на рынке труда, облегчающей переход от работы к обучению и самозанятости).
Свой оригинальный способ проведения социальной политики отмечается в США. Помимо традиционных институтов обязательного, добровольного социального и личного страхования, а также социальной помощи, в последние два десятилетия активно развивается система государственных федеральных программ. При этом из примерно 2000 федеральных программ, предназначенных для осуществления экономической деятельности, около 800 посвящены развитию социальной сферы.[11, c.39]
Согласно оценкам американских экономистов, около половины трансфертных платежей составляют затраты на социальные цели и нужды рядовых граждан.
Данный опыт представляет собой альтернативный способ (европейскому подходу) проведения целенаправленной социальной политики с помощью федеральных программ (федеральных заказов бизнесу) и позволяет осуществлять социальную гармонизацию общества.
2. Российская система социальной защиты населения

Заключение и вывод

Подводя итоги рассмотрения темы работы, можно сформулировать следующие выводы:
- социальная направленность политики государства есть необходимое условие его стабильного функционирования на современном этапе в целях обеспечения достойного уровня и качества жизни населения. Основы социального государства закреплены в главном законе страны – Конституции России;
- социальная защита представляет собой систему законодательных, экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающую всем трудоспособным гражданам равные права и условия для труда, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям – преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную и социально-психологическую поддержку во всех формах. Социальная защита населения является неотъемлемой частью социальной политики и важнейшей технологией государственного управления;
- система социального страхования активно используется как высокоэффективный механизм социальной защиты граждан независимо от участия или продолжительности их трудового стажа, хотя эти факторы продолжают играть заметную роль при определении размеров отдельных пособий, превышающих основной минимум;
- в любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями получить источник средств своего существования. По мере развития общества и усложнения социальных отношений к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи причисляются и те, которые определены особенностями доминирующих в обществе экономических отношений, пробуждающих безработицу, инфляцию, бедность;
- социальное обеспечение выступающая как определенная форма жизнеобеспечения людей обладает конкретными историческими типами, поскольку оно реализуется в рамках той или иной общественно-экономической формации. Система социальной защиты населения развивается в исторической ретроспективе вместе с развитием самого государства, приобретая все более совершенные черты на современном этапе, поскольку именно эффективно функционирующая система социальной защиты населения есть признак социального государства;
- стоит отметить бесспорный и довольно положительный факт, что вопросы социальной политики занимают весомую долю в расходах федерального бюджета – почти 30%, причем большая их часть приходится на пенсионное обеспечение (порядка 20% общей суммы расходов бюджета) и социальное обеспечение (порядка 7%). Это говорит о значительной социальной ориентации федерального бюджета как основного финансового плана страны и вполне соответствует принципам социального государства;
- исполнение федерального бюджета в части финансирования практически всех направлений социальной политики является довольно высоким, что говорит о строгом планировании заложенных мероприятий, имеющих четкий целевой характер.В целом финансированию социальной сферы уделяется огромное внимание, расходы в этом направлении неуклонно растут. Тем не менее, вполне ясно, что роль бюджетного финансирования системы социальной защиты в дальнейшей перспективе будет значительна, однако наблюдая реальную картину, слушая новостные ленты, заметно, что данное направление требует совершенствования как одна из основных обязанностей социального государства, где число населения за чертой бедности было бы минимальным.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ