Система психолого-педагогической помощи детям с педагогической запущенностью | Пример курсовой работы

Система психолого-педагогической помощи детям с педагогической запущенностью


Шкала 1 – СС показывает уровень развитости свойств субъекта самосознания. Первые четыре суждения свидетельствуют о неприятии физического «Я», 5-е и 6-е указывают на отсутствие идентификации с именем и полом, 7, 8, 9, 12, 14-е характеризуют его социальную неприспособленность, остальные свидетельствуют о неадекватной самооценке и уровне притязаний. Общее количество совпадений ответов по шкале притязаний указывает на уровень нарушений формирования самосознания запущенного ребенка.
Шкала 2 – СО определяет уровень сформированности свойств субъекта общения. Первые два суждения касаются потребности ребенка в признании; утверждения 3, 5, 6, 7, 20 говорят о низкой коммуникативной активности ребенка и его неудовлетворенной потребности в общении, в утверждениях 4, 8, 16, 19 содержатся указания на низкий социальный статус ребенка и его отвержение окружающими. Позиции 13, 14, 15, 21 свидетельствуют о социальной неадекватности ребенка, связанной со слабой социальной рефлексией, а остальные демонстрируют способы защитно-компенсаторного поведения социально отверженного ребенка.
Шкала 3 – СУД показывает уровень развития свойств субъекта деятельности.
По шкале СУД суждения 1-9 демонстрируют дисгармонию мотивации учения, 10-16 свидетельствуют о нарушениях в учебно-познавательной активности ребенка, 17-22 характеризуют несформированность осознанности и целенаправленности обучения, опирающихся на психические новообразования младшего школьного возраста (рефлексия, внутренний план действий, произвольность психических процессов).
Шкала 4 – ОТ содержит 22 суждения, 10 из них характеризуют семейную тревожность ребенка – ОТС; 12 суждений содержат характеристики тревожности ребенка в школе – ОТУ. Чем выше балл общей тревожности, тем больше указаний на отвержение запущенного ребенка референтными общностями, его социальную дезадаптацию. Этот показатель в большей степени характерен для младших школьников.
Шкала 5 – ВМ имеет два варианта:
ВМС – воспитательный микросоциум семьи (15 суждений) и ВМУ воспитательный микросоциум учреждений (10 суждений).
В этих суждениях отражаются неблагоприятная семейная и школьная атмосфера, отвержение запущенного ребенка педагогами и родителями, авторитарно-гиперсоциализированный тип отношений к ребенку, сдерживающий его активность и самовыражение. Общее высокое количество баллов по шкале диагностирует неблагоприятность социально-педагогической ситуации развития ребенка.
Дополнительно вводится шкала ДР (достоинства ребенка), которая в опроснике не зашифрована.
Эта шкала содержит 4 вопроса о ребенке, которые касаются его положительных качеств, и выявляет, знают ли родители, педагоги, что он любит, что он умеет, что он хочет и какой он? Незаполненность этой шкалы свидетельствует о незнании, отвержении, неприятии, одностороннем подходе к ребенку со стороны педагогов или родителей.
Противоречивые данные могут уточняться путем непосредственного наблюдения за ребенком. Полученные сведения о ребенке обобщаются.
Педагогическая запущенность диагностируется при наличии совпадений по 1, 4, 5 и одной из оставшихся шкал (2, 3) либо по всем шкалам. При легкой степени запущенности число совпадений составляет 10-25%, при выраженной степени – 25-50%, при высокой – 50% и более. При легкой степени запущенности совпадения опросника и ответов респондентов группируются в первой трети утверждений.

В ходе данной работы были проанализированы существующие подходы к понятию педагогической запущенности. Было установлено, что под педагогической запущенностью понимается состояние личности ребенка, обусловленное, прежде всего, недостатками воспитательно-образовательной работы. Следствием является несформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности, проявлениями которой будут трудно-обучаемость, трудновоспитуемость, т.е. собственно педагогическую трудность ребенка и слабовыраженную индивидуальность в учебно-познавательном процессе.
У школьников с педагогической запущенностью слабо развита учебно-познавательная мотивация, очень слабая учебно-познавательная активность, такие обучающиеся не осознают цели обучения и смысл учебной деятельности. Педагогическая запущенность – это состояние, при котором отсутствует необходимый запас знаний, такие дети слабо владеют способами и приемами приобретения необходимых знаний, учебно-познавательные мотивы у них не сформированы. Особенностями детей с педагогической запущенностью в среднем подростковом школьном возрасте являются низкая познавательная активность, отставание в освоении учебного материала, высокий уровень тревожности, не редко агрессивное поведение, они испытывают трудность в общении со сверстниками.
При коррекционной работе для каждого обучающегося в соответствие с его индивидуальными психоэмоциональными качествами создавались свои ситуации успеха для повышения познавательной активности ребенка. Для создания успешности использовались и групповые формы работы. Результатом коррекционной работы стало повышение познавательной активности детей, снятие раздражительности и агрессивности у обучающихся, успешная адаптация в социуме, формирование учебно-познавательных мотивов, успешность в овладении знаниями по предметам, улучшение ситуации в семье.
Результаты работы показали, что процесс педагогической коррекции социально-педагогической запущенности детей среднего подросткового возраста будет успешным при использовании технологии создания ситуации успеха. В заключении хочется отметить, ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, но и школу, и ее методы обучения. Успех, как источник внутренних сил ребенка, рождает огромную энергию для преодоления трудностей, желания учиться. В ситуации успеха ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!