Система местного самоуправления в зарубежных странах (на примере одной страны) | Пример курсовой работы

Система местного самоуправления в зарубежных странах (на примере одной страны)

Целью данной работы является исследование текущего состояния и перспектив развития местного самоуправления в Республике Беларусь.

В Дании реформой местного самоуправления границы сельских коммун и округов определялись с учетом экономических и производственных связей, людских ресурсов в пределах территории. Крупные муниципалитеты с более сильной экономической базой создавались для того, чтобы обеспечить возможность решать постоянно возрастающие муниципальные задачи. Новая структура местного самоуправления Дании определила размер численности населения в сельских муниципалитетах – 5000-6000 человек. Кроме того, в малонаселенных районах было решено не создавать муниципалитеты с численностью населения менее 3000-4000 жителей.
Под муниципальными территориальными единицами в Германии понимаются, как правило, общины, в которые входят города и деревни. Минимальный размер общины в Германии составляет 3000 человек. Однако в густозаселенной земле Северный Рейн-Вестфалия этот минимальный предел равен 8000 человек. В состав района входят несколько общин.
Территориальная реформа местного самоуправления, проводимая в Финляндии в 80-е годы XX в., стимулировала объединение муниципалитетов экономическим путем: предоставлением дополнительных государственных субсидий. Несмотря на экономическое стимулирование, укрупнение муниципальных территорий происходило на основе принципа добровольного объединения.
Исторические условия территориальной организации местного самоуправления, безусловно, являются важными при формировании муниципальных образований, необходимость учета которых подтверждается имеющимся положительным опытом. Изучение социально-экономических условий позволяет выявить потребности проживающего населения, его уровень жизни и обеспеченности, своевременное оказание общественных услуг. Зарубежный опыт предусматривает развитие межмуниципальной кооперации (например, организация межмуниципального транспорта, переработки отходов), способствующей решению вопросов, с которыми невозможно справиться одному муниципальному образованию.
В странах, где большое внимание уделяется контролю со стороны государства, в доходах местных бюджетов существенную часть составляют государственные дотации, ограничивающие эффективность местного самоуправления. Однако чаще всего государственные дотации имеют целевой характер использования, что вынуждает органы местного самоуправления выделять средства на те объекты, которые зачастую могут оказаться нерентабельными.
Во Франции коммуны (первичные территориальные единицы местного самоуправления) имеют право на создание собственной финансовой базы, которая формируется в основном за счет средств от землеотвода территории и выдачи разрешений на застройку. Кроме того, все коммуны должны функционировать в режиме хозяйственного расчета, извлекать капитал неналоговыми способами (участие в займах и прибыли предприятий). Законодательство предусматривает в бюджете коммуны наличие двух источников поступлений (внутреннего и внешнего). К внутренним поступлениям отнесены местные налоги: налог на землю, налог на земельные участки с постройками, налог на жилье и др. Внешние поступления представлены в виде дотаций и государственных субсидий.
Выравнивание уровня жизни в шведских коммунах осуществляется посредством государственных целевых грантов на двух уровнях: по доходам и расходам. В режиме выравнивания по доходам создаются условия для обеспечения максимально выровненной способности территории в формировании собственной материальной базы. Во втором случае, в режиме выравнивания по расходам, государством задаются основополагающие расходные статьи, которые являются основой социального благосостояния территории.
Обзор практического опыта территориальной организации местного самоуправления в зарубежных странах показывает, что размер территории муниципального образования и величина численности проживающего в нем населения не являются основными критериями, определяющими дальнейшее развитие муниципалитетов.
В завершении работы подведем итоги и сделаем выводы:
Государственное управление представляет собой совокупность органов государственной власти, которые осуществляют руководство и управленческие полномочия на уровне государственном уровне. Все функции государственного управления условно делят на две большие группы:
1.Внешние;
2.Внутренние.
К первой категории можно отнести функции, связанные с внешней политикой государства – функция обороны, функция мира и порядка.
Ко второй категории можно отнести функции, которые выполняют органы государственного управления внутри самой страны. К данной категории можно отнести – социальную функцию, налоговую и т.д.
Государственное управление строится на основе соблюдения основных принципов:
1.Законность;
2.Публичность;
3.Рациональность и т.д.
Местное самоуправление представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
На сегодняшний день, местное самоуправление в Республике Беларусь осуществляется через местные Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления, местные собрания, местные референдумы, инициативы граждан по принятию решений Советов, участие граждан в финансировании и (или) возмещении расходов бюджета на определенные ими цели и иные формы участия граждан в государственных и общественных делах».
В целях расширения народовластия, актуальным аспектом в деятельности государства является гармонизация отношений между различными ветвями власти.
В частности, Конституция Республики Беларусь (1994 г.) в ст.117 отразила политико-правовое понимание сущности самоуправления, определив, что местное управление и самоуправление осуществляются гражданами через местные советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах. Данное положение можно рассматривать как тенденцию к сближению интересов отдельного человека с интересами государства.
Местное самоуправление имеет большое значение для развития народовластия и гражданского общества, так как оно выступает как управление, субъекты и объекты которого совпадают, а значит, управляют и выступают в качестве управляемых одни и те же лица в рамках административно-территориальных единиц, что позволяет институтам гражданского общества включиться во власть, тем самым способствуя взаимодействию государства и общества в интересах развития административно-территориальных единиц страны.
Следует согласиться с точкой зрения тех исследователей, которые утверждают, что местное самоуправление – корень, фундамент жизнеустройства страны. Наряду с существующим в Республике Беларусь институтом народных заседателей, его можно считать «клеточкой», «кирпичиком» гражданского общества. Именно обществу должно служить государство. И в этом, на наш взгляд, заключается национальная идея страны.
Целью данной работы является исследование текущего состояния и перспектив развития местного самоуправления в Республике Беларусь.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!