Символика цвета в сборнике Бунина «Тёмные аллеи»

А.Н. Скрябин вошел в историю музыкальной культуры как обладатель «цветного слуха», иными словами – человек, в сознании которого каждый звук окрашивается в определенный цвет. Синтез цвета и музыки, характерный для композитора, нашел воплощение, в частности, в таком его произведении, как световая симфония «Прометей» («Поэма огня»).
В свою очередь, В.В. Кандинский обладал способностью «слышать» звук, таящийся в каждом цвете, и давал своим произведениям музыкальные названия: импрессии, импровизации и композиции.
Не остались в стороне от общего интереса к цвету и писатели. Интерес к новым веяниям в изобразительном искусстве, прежде всего – к импрессионизму, значительно обогатили их творческую манеру. Нередко они строили свои произведения по законам живописного полотна. В их словесной «живописи» чаще всего на первый план выходят портрет (преимущественно – женский) и пейзаж. Так, в процессе анализа рассказов И.А. Бунина можно говорить об использовании принципов живописного импрессионизма. Литературовед Т.Ю. Зимина-Дырда относит к ним «использование оригинальных цветообразов, игры света, жанра «ню», стремление к единой цветосветовой тональности, фрагментарность композиции».
Символике цвета в творчестве Бунина и других писателей его времени в отечественной филологии посвящен целый ряд диссертационных исследований. О символике цвета и света в произведениях И.А. Бунина и менее известных писателей-эмигрантов П.А. Нилуса и А.М. Федорова пишет в своей работе «Поэтика цвета и света в прозе И.А. Бунина, П.А. Нилуса и А.М. Федорова» Т.Ю.Зимина-Дырда. В своей работе исследователь приходит к выводу о том, что цветовые и световые образы помогают русским писателям-эмигрантам воспроизвести целостную картину мира.
Проблему влияния на поэтику И.А. Бунина изобразительного искусства рассматривает М.С. Байцак в работе «Поэтика описания в прозе И.А. Бунина: живопись посредством слова». Она рассматривает творчество Бунина в контексте искусства «серебряного» века и приходит к выводу, что на формирование его писательского стиля оказало влияние изобразительное искусство его времени.
Мастером словесной живописи И.А. Бунин предстает в статье И.С.Жемчужного «Цвет как явление художественного подтекста в прозе И.А.Бунина». Автор сопоставляет рассказы писателя с живописными произведениями, говоря о том, что художник в Бунине нередко побеждает писателя. Именно поэтому цвет в его произведениях играет такую важную роль. И.С. Жемчужный подчеркивает особое значение в творчестве Бунина влияния импрессионистической живописи.
Наиболее содержательный анализ цветовой палитры «Темных аллей» содержит небольшая статья О.А. Мещеряковой «Ах, темен, темен мир». (Роль «цветовых» слов в рассказе И.А. Бунина «Тёмные аллеи»). Исследователь находит в «Темных аллеях» цветовую триаду, характерную для русской культуры: белый — красный — зеленый. О.А. Мещеряковой был проведен статистический анализ, благодаря которому ей удалось выделить цвета, чаще всего упоминаемые в рассказах сборника: черный упоминается 125 раз в 27 рассказах, белый – 86 раз в 26 рассказах, красный – 65 раз в 26 рассказах. Зеленый и желтый цвета упоминаются по 30 раз, серый – 31 раз.
Однако данное исследование является лишь относительно достоверным, поскольку О.А. Мещерякова рассматривает 27 из 40 рассказов сборника. Интересно замечание исследователя о том, что черный и темный тона в сборнике «Темные аллеи» символизируют жестокую и загадочную природу любви.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ