Символика цвета в русской традиционной культуре

Цели и задачи

Цель работы – изучить символику цвета в русской традиционной культуре.

Введение и актуальность


Проблемами цвета занимаются многие научные дисциплины. Ряд научных дисциплин изучают роль цвета в более узких, профессиональных сферах человеческой деятельности. В культурологии изучение цвета как изобразительного средства в первую очередь связано с желанием понять, как цвет воспринимается различными сообществами, какое влияние он имеет на людей разных религий, национальностей и групп. Совокупность всех наук, изучающих цвет, определяют, как область науки о цвете, или цветоведение.
Цвет имеет коммуникативное, символическое и выразительное значения. Коммуникативное значение цвета в том, что он организует связь между элементами и предметами окружающей среды. Современные промышленные фирмы, спортивные клубы, муниципальные и прочие организации для рекламы на своих изделиях ставят свой знак и разрабатывают плакаты, отражающие их политику и пропагандирующие их взгляды. Важным художественным и композиционным моментом при разработке определенных коммуникативных знаков является выделение контрастным сочетанием цвета.
Через символическое значение цвета раскрывается явление, предмет или сущность, пространство и плоскость, пластические и архитектонические ритмы, пропорции, диалог части и целого. Выразительное значение цвета (экспрессия) заключается в передаче определенного чувства и соответствующей эмоции. Цвет ответственен за выразительные характеристики: теплый (красный), холодный (голубой), близкий (желтый), далекий (синий), легкий (белый), тяжелый (черный).
Практически всеми культурными народами было замечено удобство использования цвета в качестве символов. Но, исходя из разных условий существования и развития цивилизаций, одни и те же цвета у разных народов символизируют различные явления. Тем не менее, существует общепринятая классическая народная традиция в символике славянских народов. С отдельными цветообозначениями связываются определенные представления, впечатления и чувства.
Восприятие цвета во многом зависит от цветового тона, степени яркости и насыщенности. А отношения светлоты цвета образуют цветовую тональность. При изображении глубокого пространства меняется насыщенность цвета, и создаются различные его оттенки. Выбор цветовых отношений это не только теоретические знания, но и большой практический эксперимент, в котором заложен огромный потенциал и безграничное поле для творческой деятельности на пути создания художественных образов. В практике создания традиционных славянских символов цвет играл чрезвычайно важную роль, так как мог передать не только суть символа, но также и характер его использования, применения. В качестве изобразительного средства цвет мог передать настроение и качество описываемой категории.
С помощью цвета можно оперировать такими категориями как:
«Добро» (белое) и «зло» (черное);
Стихии: белый – лед, оранжевый или красный – огонь, коричневый или черный – земля, синий и голубой – вода;
Времена года: зеленый – весна, красный – лето, желтый – осень, синий – зима и т.д., т.п.
Заключаем, что цвет является универсальным средством, которое помогает понять сущность того или иного объекта, описать ситуацию, показать характер и направленность действий. Цвет является символическим элементом, который активно используется всеми народностями мира, не исключение – славяне. В практике традиционного символизма русской культуры используется цвет как средство изображения характера тех или иных явлений.

Заключение и вывод

Символика – система символов; символизм – искусство, основанное на символах, оно позволяет осознать связь и смысл существующего не только в сфере земного эмпирического сознания, но и в сферах иных. В славянских символах полностью отобразилась вся суть человеческого бытия. Нет такой сферы жизни, которая не была бы образно и символически осмыслена. Одни символы исчезали, их сменяли другие. Но постоянное, неиссякаемое творчество народа живило их и оживляло. Они помогали людям каждому в отдельности и всем вместе как сообществу. Переоценить значение этого процесса народного творчества для становления мирового славянства невозможно.
В наше время с понимания родной древней обережной символики можно почерпнуть такие духовные богатства, которые незамедлительно одарят нас и другими, материальными богатствами. Цвет является универсальным средством, которое помогает понять сущность того или иного объекта, описать ситуацию, показать характер и направленность действий. Это символический элемент, который активно используется всеми народностями мира, не исключение – славяне. В русской культуре используется цвет как средство изображения характера тех или иных явлений.
Современная цветовая символика включает поэтические метафоры и содержит признаки психического эмоционального значения. Категория цвета – это термин, обозначающий все цвета гаммы, оттенки каждого из цветов и объединяет в себе все единицы, передающие цвет и его оттенки. Цвет в русской культуре несет не только эстетическую функцию, но и имеет большую временную традицию в трактовке политики, власти, свободы, государства, нравственности и религии. Благодаря историческим перипетиям, которые пережила территория славянских народов, основополагающими цветами для русского этноса стали красный, белый и черный цвета. С течением времени добавились и другие оттенки, цвета.
Двойственная природа цвета состоит в том, что есть теплые оттенки гаммы и холодные. Первые характерны в качестве символики для народностей и их культур более южных государств, а вторые – символике северных краев. Использование в быту, одежде, архитектуре юга желтых, красных и оранжевых красок, а в северных территориях – синих, серых и голубых – это исторически сложившаяся тенденция, на которую имело влияние непосредственно природные пейзажи этих регионов.
Символическое значение цвета в одежде славянских народов связанно с ассоциациями народа относительно тех или иных оттенков, а не только базовых цветов. Чем светлее одеяние, тем моложе ее владелец, а чем темнее, тем человек старше. Характерной чертой также было использование в орнаментах культур тех оттенков, которые чаще всего встречаются в природе регионов. Например, те, кто жил около водоемов, чаще использовали в одежде синие оттенки, а те, кто средой обитания считает лесную территорию, использовали зеленые цвета, с песками – желтые цвета. По одежде можно было судить, откуда человек родом, и к какому региону принадлежит.
В современном понимании цветовых символов славянские народы имеют общее мировоззрение, так как их культура схожа между собой. Тем не менее, продиктованные сегодня условия антропологического развития дают перспективу появления новых цветов и оттенков, что приводит к утрате культурных ценностей, традиционных для славян цветовых символов. Использование цвета в качестве идентификации народа, его культуры, дает возможность проследить культурные корни народностей, которые населяют определенные территории. Сегодня использование цветовых символов часто носит предупреждающий характер (пожарная машина, работник дорожной службы) или способ идентификации (школьная форма, медперсонал, цвет купола храма).

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ