сходства и различия в оценках значимости Северного морского пути со стороны отечественных и иностранных специалистов | Пример курсовой работы

сходства и различия в оценках значимости Северного морского пути со стороны отечественных и иностранных специалистов

цель данной работы – выявить сходства и различия в оценках значимости Северного морского пути со стороны отечественных и иностранных специалистов.

Значимость АЗРФ как потенциального театра военных действий (ТВД) нельзя преуменьшить. Над данной территорией проходят оптимальные траектории межконтинентальных баллистических ракет, предназначенных для поражения целей в США и России, а также кратчайшие полетные трассы для стратегических бомбардировщиков. Это означает, что в Северном Ледовитом океане находятся наиболее выгодные стартовые позиции атомных подводных лодок, являющихся носителями таких ракет. В западной части российских территорий АЗРФ, на Кольском полуострове, находится единственный западный прямой выход нашей страны в Мировой океан, проходящий через незамерзающие акватории Баренцева и Норвежского морей.
Цель ОСК «Север», по словам генерал-полковника Олега Салюкова, заключается в защите действующих и предполагаемых военных объектов в АЗРФ, обеспечении работы СМП и демонстрации российского военного присутствия в Арктике. Из этой формулировки целей следует, что они являются ограниченными, не предполагают проецирования силы на весь Арктический регион и не включают в себя задачу военного прикрытия тех потенциально привлекательных участков залегания минеральных ресурсов, на которые претендует Российская Федерация.
Оборудованные аэродромами и причалами военные базы охватят практически всю территорию российской Арктики – от земли Франца Иосифа до Берингова пролива и Курильских островов. С 2015 г. в аэропорту Тикси ведется реконструкция, а с 2017 г. он станет местом постоянного базирования самолетов фронтовой авиации типа Су-27М3 и/или СУ-35С и истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ (МиГ -31БМ будут также размещены на аэродроме Анадырь). Всего к 2025 г. предполагается привести в рабочее состояние порядка сотни взлетнопосадочных полос военных аэродромов. На аэродроме Темп (о. Котельный, Новосибирские острова) с 2014 г. размещены три серийных зенитных ракетно-пушечных комплекса «Панцирь», а сам этот аэродром должен выполнять функции аэродрома подскока для стратегических бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95МС.
Рост числа военных объектов в АЗРФ ведет к необходимости организации их полноценного материально-технического обеспечения, что предполагает создание транспортно-логистической, сервисной и иной инфраструктуры. Безусловно, часть этой инфраструктуры будет иметь исключительно военное назначение, однако ряд объектов, как уже было сказано выше, могут быть использованы совместно на основе механизма государственно-частного партнерства (такая модель, в частности, уже была предложена для создания складских объектов совместного военно-гражданского назначения). К таким объектам могла бы относиться портовая и аэропортовая инфраструктура, автомобильные и железные дороги и в первую очередь – инфраструктура, используемая для обеспечения «северного завоза». Это позволило бы в полной мере реализовать экономический потенциал АЗРФ.
В качестве соинвесторов в такие объекты могли бы выступать:
– Министерство обороны РФ;
– региональные власти территорий АЗРФ (нуждающиеся в повышении территориальной привлекательности своих регионов);
– частные компании, заинтересованные в использовании соответствующих объектов для собственных нужд, или в предложении услуг, основанных на использовании этих объектов, внешним заказчикам. Примером такой частной компании может быть «Сургутнефтегаз», введший в 2013 г. в эксплуатацию аэропорт в Талакане (Якутия) для организации логистического обслуживания Талаканского месторождения, и выступивший единственным инвестором по данному проекту. Еще одним примером является железная дорога Улак-Эльга протяженностью 321 км, которую «Мечел» построил за свой счет для обеспечения транспортной связи между Байкало-Амурской магистралью и Эльгинским угольным месторождением.
Механизм распределения инвестиций между этими участниками, как и механизм возмещения затрат, может варьировать для разных объектов (в зависимости от их отраслевой направленности, а также от того, для каких целей они будут преимущественно использоваться – с одной стороны, федеральных или региональных, а с другой – военных или гражданских). При этом, кроме модели распределения инвестиций, необходимо проработать механизмы повышения инвестиционной привлекательности соответствующих объектов (например, снижение налогов или возможность ускоренной окупаемости).
Привлечение частных инвесторов в создание инфраструктуры представляется необходимым в силу того, что государство в настоящий момент не может за счет собственных ресурсов предоставить необходимое финансирование. Это подтверждается примером реализации транспортного коридора «Белкомур», инвестиции в который осуществляет китайская компания Poly Technologies. Хотя участие иностранных инвесторов в таких стратегических проектах вряд ли является желательным, однако, по всей видимости, в текущей экономической ситуации это единственная возможность обеспечить финансирование данного проекта. Определенные опасения вызывает и тот факт, что Poly Technologies будет также выступать в качестве оператора, то есть обеспечивать текущее функционирование «Белкомура» и контролировать его деятельность, что может накладывать (в условиях экономических ситуаций и необходимости защиты инвестора) определенные ограничения на использование «Белкомура» для нужд ВС РФ.
Отметим, что Poly Technologies специализируется на производстве вооружения и военной техники для вооруженных сил Китая, а также на экспорте вооружения за границу. Сотрудничество с таким инвестором косвенно указывает на военную значимость «Белкомура» и на ту стратегическую роль, которую он может играть в планах КНР (в частности, для обслуживания китайского грузопотока по СМП). Но, по нашему мнению, такое сотрудничество может угрожать ключевым интересам России в Арктике, поскольку оно открывает путь КНР к выдвижению претензий на ее ресурсы (не секрет, что Китай активно участвует в «арктической гонке», в частности, строя ледоколы), иначе говоря, есть риск того, что созданная на территории России логистическая инфраструктура будет обслуживать интересы не нашей страны, а КНР.
Таким образом, можно утверждать, что создание транспортно-логистической инфраструктуры, необходимой для обслуживания потребностей ВС РФ в АЗРФ, может стать катализатором для транспортного освоения Арктики в целом, а создаваемые инфраструктурные объекты будут использоваться и для обслуживания потребностей частных заказчиков. И если для возобновления нефтегазовых проектов в АЗРФ и повторного возникновения потребности в транспортной инфраструктуре для их обслуживания необходим рост цен на нефть, что пока представляется маловероятным, то полноценная реализация транспортного потенциала СМП на основе ГЧП и с учетом потребностей ОСК «Арктика» выглядит гораздо более реалистичной.
Создание транспортно-логистической инфраструктуры, необходимой для обслуживания потребностей ВС РФ в АЗРФ, может стать катализатором для транспортного освоения Арктики в целом, а создаваемые инфраструктурные объекты будут использоваться и для обслуживания потребностей частных заказчиков. И если для возобновления нефтегазовых проектов в АЗРФ и повторного возникновения потребности в транспортной инфраструктуре для их обслуживания необходим рост цен на нефть, что пока представляется маловероятным, то полноценная реализация транспортного потенциала СМП на основе ГЧП и с учетом потребностей ОСК «Арктика» выглядит гораздо более реалистичной.
Правовой режим Арктики не может быть урегулирован путем заключения международного договора, аналогичному Договору об Антарктике от 1 декабря 1959 г., — сегодня экономическое развитие Арктики уже регулируется арктическими государствами на национальном законодательном уровне. В стратегиях Дании, Швеции, Финляндии и Канады также содержатся положения о привлечении инвестиционных возможностей частных компаний других государств, необходимых для развития региона.
Отдельные арктические государства выступают за поддержание своего суверенитета и обеспечение национальной безопасности. Так, в стратегиях Российской Федерации, Норвегии, США, Канады и Дании отражены положения о поддержке военного присутствия в регионе.
Представляется целесообразным присоединиться к предложениям по реформированию Арктического совета и созданию новой усовершенствованной системы управления, превращению его в полноценную международную региональную площадку, в рамках которой возможно было бы комплексно решать все проблемы Арктики.
Несомненно реформирование Арктического совета может быть тесно связано с изменением статуса арктических территорий, в связи с чем актуальными являются также вопросы по разработке и подписанию сторонами соответствующего международного договора, который может определить правовой режим арктической территории на международном уровне.
Для того, чтобы нейтрализовать негативные тенденции и отстоять геополитические и экономические интересы в регионе, Россия должна вести продуманную политику, а также иметь долгосрочную арктическую стратегию, предусматривающую постоянное обновление доктринальных принципов и практических подходов к решению региональных проблем. Кроме этого, необходимо развивать инфраструктуру СМП и обратить внимание на подготовку высококвалифицированных кадров.
Несмотря на конфронтационный, по сути, курс США и НАТО, нацеленный на ущемление интересов России, она не должна идти у них на поводу. Напротив, российская политика в Арктике должна основываться на международном сотрудничестве и взаимном учете интересов разных стран. Подобный курс более предпочтителен, чем усиление соперничества в регионе, значение которого в будущем будет только нарастать
Глобальное потепление изменит Арктику навсегда. Учёные предполагают, что перемены в климате сделают навигацию в водах Северного Ледовитого океана круглогодичной. Северный морской путь, связывающий Центральную часть России с Дальним Востоком, станет кратчайшим водным маршрутом между Европой и Азией. Год назад, 8 июня, Правительство России утвердило комплексный проект его развития. В мае вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил, что для реализации в Арктике отобрано 145 проектов на общую сумму 4,8 трлн рублей. Специальный корреспондент DV Андрей Уродов разобрался, как судоходство по северному маршруту повлияет на развитие отдалённых территорий, почему вокруг проекта начались лоббистские войны чиновников и как появление Севморпути скажется на ценах в магазинах по всей стране
Интерес к арктическому маршруту проявляют не только российские компании, работающие в Арктике и на Дальнем Востоке, но и иностранные партнёры. Китай, Япония и Южная Корея хотят найти альтернативу Суэцкому каналу. Китайская сторона уже давно заявила о готовности воспользоваться Севморпутем для транспортировки до 10–15% экспортных грузов. Только за последние четыре года китайские компании перевезли этим маршрутом более 900 тыс. тонн грузов.
Единственная проблема – это отсутствие у Северного морского пути официального субъекта переговоров. На мартовском заседании госкомиссии по развитию Арктики вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин сказал, что у Северного морского пути нет лоббиста, который бы доказывал иностранным партнёрам выгоду этой транспортной магистрали. «У Севморпути нет организатора, а у каждого большого дела должен быть свой хозяин», – отметил вице-премьер. 
С крупными российскими компаниями у Арктики контакт налажен. Они вкладывают значительные средства в изучение её ресурсного потенциала, природных угроз и экосистем. В российских арктических морях реализуются масштабные проекты по добыче и транспортировке нефти, газа, газового конденсата. В Печорском море работают Варандейский отгрузочный терминал, на «Приразломной» добывают нефть, «Новатэк» строит в Обской губе порт Сабетта и крупнейший в России завод по сжижению газа. В арктических морях — от Баренцева до Чукотского — проводятся масштабные исследования: два года назад в Карском море было открыто крупное месторождение «Победа».
цель данной работы – выявить сходства и различия в оценках значимости Северного морского пути со стороны отечественных и иностранных специалистов.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!