Школа Сэта Риггса

Главной проблемой при обучении вокалу является невозможность показать наглядно, как работает голосовой аппарат, поскольку он весь находится внутри человека. Собственно, весь инструмент вокалиста, со всеми его подвижными и неподвижными частями, с вибрирующими и резонирующими составляющими, нам не виден. Когда ученики копируют действия учителя, им приходится действовать интуитивно для достижения похожего результата. Но Сет Риггс считает, что этого мало дл я успешного обучения певца. Для того, чтобы у него все же были достаточно адекватные представления о действии голосового аппарата, он помещает в свои книги рисунки и схемы, где показано устройство и функционирование голосового аппарата. Например, устройство голосового аппарата в целом: см. илл. 1 в Приложении 1.
Также очень важным С. Риггс считает осознание и регулирование дыхания при пении. Он последовательно иллюстрирует работу дыхательной системы совместно с нервной на стадиях вдоха и выдоха в обычной ситуации и при пении. Например, так выглядит в обычной ситуации вдох: см. илл 2. В Приложении 1.
Во многих вокальных школах первое, над чем начинается работа – это дыхание. Постоянная практика, увеличивающая объем легких, тренировка мышц, позволяющих извлекать сильный и ровный звук, регулируя дыхание и пропускаемый через связки поток воздуха – это было содержанием многолетнего обучения певцов знаменитой старой итальянской школы, в том числе певцов-кастратов, равных которым в вокальном искусстве, возможно, не было. С. Риггс парадоксальным образом утверждает, что учиться правильному дыханию не нужно: «Дыхание во время пения – это очень расслабленный процесс. Когда мы говорим, что вы можете им управлять, мы имеем в виду только то, что вы позволяете этому процессу протекать максимально комфортно по отношению к вашим музыкальным задачам. Вам не нужно специально работать над правильным дыханием, если у вас правильная поза и нет тенденции поднимать грудь и плечи, чтобы сделать неглубокий вдох. Тем более не нужно делать специальных упражнений для укрепления мышц дыхательной системы. Ваша диафрагма, межреберные и брюшные мышцы достаточно сильны, чтобы удовлетворить ваши вокальные потребности».
С. Риггс делает небольшую оговорку по поводу дыхания и его контроля: «если у вас правильная поза». Этот момент он считает ключевым, поскольку если у певца присутствуют мышечные зажимы, препятствующие правильному дыханию, они неизбежно отражаются на той позе, которую вокалист принимает при пении. Вероятно, с ним полностью согласятся специалисты по бурно развивающейся сегодня кинезиологии.
Процесс управления дыханием хотя и может быть произвольным (мы можем задерживать дыхание, дышать более или менее интенсивно), но он автоматизирован, и в таком виде, по мнению С. Риггса, в наилучшем виде соответствует вокальным задачам: «Если во время пения вы сохраняете правильную позу, и следите за тем, чтобы грудь не опускалась при выдохе, то ваша диафрагма вполне в состоянии свободно двигаться и автоматически управляться брюшными мышцами. Нет никакой необходимости сознательно напрягать эти мускулы. Если вы будете пытаться напрямую контролировать ваши мышцы во время пения, то дополнительное напряжение приведет только к перенапряжению связок. Для хорошего пения не нужно много воздуха. Даже при громком пении количество используемого вами воздуха будет достаточно для поддержания вибрации голосовых связок – ни больше. Ни меньше – так что ваш звук будет получаться без всякого напряжения. Использование лишнего воздуха приводит к тем же последствиям, что и прямой контроль за мышцами дыхательной системы».
Использование лишнего воздуха приводит к тому, что мышцы связок начинают ему инстинктивно сопротивляться. Чем сильнее этот поток – тем сильнее напряжение сопротивления, тем более зажатый и форсированный получается звук. С. Риггс требует баланса между воздушным потоком и мышцами. А поскольку воздушный поток тоже регулируется мышцами, то важнее всего оказывается координация их работы при звукоизвлечении.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ